Главная страница | Форум | Блокнот | Добавить запись | Регистрация

Резиденции на задворках



Децентрализация офисного рынка в столице идет полным ходом. Популярными становятся бизнес-парки. Пока идет много споров о том, какими они должны быть в России. В то же время консультанты почему-то не желают признавать, что в процессе децентрализации и развития новых форматов бизнес-парки обоснуются и с внешней стороны МКАД, и в ближнем Подмосковье. Такие офисы не обязательно будут относиться к низкому классу, и в них далеко не всегда разместятся лишь рядовые сотрудники компаний.

Еще недавно бизнес-центр даже на МКАД считался рискованным экспериментом. Но теперь игроки рынка всерьез заговорили о строительстве бизнес-парков не только на МКАД, но и в ближнем Подмосковье. В 2006 г. так много говорилось о форматах бизнес-парков, а также индустриальных и технопарков, что некоторые аналитики выделили это как тенденцию в обзорах. Хотя у идеи размещать офисы на окраинах по-прежнему много противников.

На самом деле бизнес-парки не сданы в эксплуатацию не потому, что они превратились в долгострои, а потому, что эти проекты, как и сам формат, стали по-настоящему популярны недавно. Москва, хоть и со своими национальными особенностями, повторяет путь развития всех зарубежных рынков найдется в ней что-то от Лондона, Нью-Йорка, Варшавы. Но если на первых этапах в Россию приходили заводы и фабрики по изготовлению пищевых продуктов и бытовой техники, то на современном этапе появляются строительные, автомобильные заводы. Как раз для штатных сотрудников IT-компаний потребуется много офисов хорошего качества. В Москве таких площадок не найдется, их и в этом году не хватает даже для небольших зданий. Потому парки будут возводиться за пределами столицы. Сотрудники же будут набираться из местного населения, и ими запросто смогут стать жители Московской области.

Рынок будто разделился на два лагеря. Категория сомневающихся говорит, что москвичам рядовым сотрудникам сложно будет добираться до МКАД, особенно без личных автомобилей. Жители же Подмосковья, те, что из высокооплачиваемых специалистов, в основном трудятся в Москве. По мере насыщения рынка ставки аренды и цены продажи на офисные объекты на МКАД, конечно, приблизятся к ценам в центре. Но такого же интенсивного их роста, как в центре, не будет. К тому же в проектах на окраинах часто придется с нуля организовывать всю инженерную инфраструктуру. Сроки окупаемости объектов из-за небольшого количества потенциальных арендаторов и их специфического профиля могут быть длительными. И если затраты на устройство парковки на окраинах значительно ниже по сравнению с центральными районами, то как раз организация транспорта для сотрудников от метро до офисов потребует дополнительных денег. В качестве неудачного примера реализации нового формата как такового они любят приводить проект в Нагатинской пойме на территории ЗиЛа, где правительство когда-то объявляло о возможности размещения около 1 млн кв. м новых офисов, но пока там нет даже 10 000 кв. м.

Если рассмотреть формат бизнес-парка, состоящий исключительно из офисов, то на окраинах столицы и за МКАД таких примеров несколько, и они вполне успешны. В Химках функционирует Кантри Парк (18 000 кв. м), возведенный в начале 2004 г. компаниями СитиПРО и Race Communications. Арендаторами офисов здесь стали BMW Russland Trading, Реал-Гипермаркет, Metro Cash Carry, Nokian Tyres, Volvo Trucks.

В каждом экономически успешном городе или районе Подмосковья доказательства появляются. Например, Домодедовский район развивается за счет международного аэропорта. А также благодаря крупной автотрассе, которая является одним из стратегических транспортных коридоров России, соединяющих Москву с южными регионами. Рядом с г. Домодедовым уже появилось несколько крупных проектов складских комплексов московских девелоперов, а также терминалы, обслуживающие перевозчиков грузов. Сотрудники для этих предприятий набирались из числа домодедовцев. На рабочие места был конкурс, так как в районе дефицит рабочих мест. По стратегическим планам правительства Московской области рядом с Домодедовым расположится один из промышленных округов, всего их будет в области несколько на севере, юге, западе и востоке Подмосковья. Население же г. Домодедова, как и сам город, местные власти планируют увеличить как минимум вдвое (сейчас там около 100 000 жителей), так как на все новые предприятия понадобятся специалисты, включая офисных сотрудников. Сейчас производства в Подмосковье почти не строятся без офисной составляющей.

Не стоит забывать, что и в Подмосковье, и на МКАД есть удачные и неудачные места. Например, успех Крылатских Холмов предопределило то, что здания находятся рядом со строящимся Краснопресненским проспектом, который соединит Новорижское шоссе и Краснопресненскую набережную. Это будет трасса без светофоров, ведущая в центр Москвы. А Кантри Парк находится на пересечении дороги, соединяющей Москву и Санкт-Петербург, и МКАД.

Крылатские Холмы в Крылатском заняли сплошь зарубежные бренды Microsoft, Intel, Sun Interbrew. Топ-менеджеры этих компаний тоже работают в Крылатском. Ставки же там доходят до $600 за 1 кв. м в год, почти как на пл. Тверской Заставы.



Очень похожие публикации:
Бизнес-центры отдают профессионалам
В бизнес-центрах появляются большие парковки и гостиничные номера
Неподъемная «Вертикаль»
Blackstone скупает недвижимость
Московские власти построят себе здание за счет инвестора
Отельер Керимов вложит в московские гостиницы $2 млрд
Дольщики превращаются в пайщиков


[t0.0185]