Главная страница | Форум | Блокнот | Добавить запись | Регистрация

Не заплатил за квартиру? Жди "спецназ"!



Самыми решительными борцами с должниками традиционно считаются телефонисты - МГТС, например, до недавнего времени давала гражданам 15 дней срока на оплату телефонных счетов, после чего в квартиру начинал звонить механический человек (автоответчик) и угрожать отключением телефона. Правда, сейчас срок оплаты увеличен до 3 недель, а отключать телефон можно только после письменного уведомления. Для особенно злостных должников на некоторых телефонных узлах практикуют почти детективные методы - например, известны случаи, когда их сотрудники звонят соседям (о таком случае рассказала читательница Известий, живущая в Северном округе столицы) злостных должников и просят рассказать, что он за человек, каковы его привычки и тому подобное.

Под конец года поставщики коммунальных услуг всерьез объявили войну неплательщикам. Как выяснили Известия, у каждой из крупных компаний появились свои методы обращения с задолжавшими гражданами, нередко довольно экзотические. Кроме того, на этот рынок вышли юридические фирмы, предлагающие услуги по механизированному выбиванию долгов из граждан.

За отопление и горячую воду, по данным Московской объединенной энергетической компании (МОЭК), москвичи должны почти полтора млрд рублей, то есть долги имеет практически каждый второй житель города. К началу отопительного сезона общая сумма долга несколько снизилась (в октябре она составляла 1 млрд 437 тысяч рублей), но количество неплательщиков увеличилось. Тепловики начинают с рассылки предупреждений о задолженности, заканчивают судебными исками. Только в течение осени юристы МОЭК подали в суд 182 заявления о взыскании долгов с граждан.

- А что делать? Он должен нам астрономическую сумму, - жаловались телефонисты.


Впрочем, в последнее время появляются более тонкие способы получения долгов - долги по ЖКХ становятся такой же прибыльной вещью, как и любые другие, а их получение превращается в отдельный бизнес.


В борьбе за электрические деньги сотрудники Мосэнерго готовы дойти до каждого москвича - показательные рейды энергетиков по квартирам в сопровождении судебных приставов уже никого не удивляют. По данным Мосэнерго, каждый десятый житель города задерживает оплату от 3 до 6 месяцев, а 4% всех потребителей входят в категорию злостных - не платят более полугода. На них энергетики подают в суд - в среднем это порядка 500 исков в год.

Мы разработали 30 законных методов работы с неплательщиками


Игорь Измайлов, генеральный директор компании, специализирующейся на работе с долгами в ЖКХ:


ответ: Это отношение было вызвано всепрощением советской власти, а сейчас - правовой безграмотностью. Есть эффективные пути работы с должниками. В 2002 году мы проводили исследования по Москве и выяснили, что только 0,7% людей физически не могут платить, остальные - не хотят или не знают, как решить свою проблему.

вопрос: Должники по коммуналке всегда считались в обществе маргиналами, с которыми ничего нельзя поделать.

о: Неплатежи - всегда последствие каких-то сложных ситуаций. Вот реальная история: 4-комнатная квартира, прописаны мать, две дочери и две внучки. Квартплата начислялась на всех, мать жила одна. Отношения с дочерьми были плохие, на размен они не соглашались, а женщина физически не могла платить. За год до того она даже пыталась покончить жизнь самоубийством. Прошло целых полтора года, прежде чем мы смогли разрешить эту ситуацию. Пригласили соседей в суд, те подтвердили, что люди там не проживали и услугами не пользовались, после чего был произведен перерасчет. Поймите, что в разрешении проблемы долгов всего одна треть - юридические процедуры. Остальное - психология, социология, экономика, все что угодно. Предоставлять все решать юристу - это все равно что позволять заниматься общим оздоровлением организма хирургу, который привык только резать.

в: Какую проблему - как дойти до Сбербанка и заплатить?


о: Всех неплательщиков мы разбили на 120 групп. Разработали 30 законных методов работы с ними. Для каждого типа должников существует перечень мероприятий, при выполнении которых с большей или меньшей долей вероятности долг будет возвращен. Процент возврата - 60-70%, что в три раза выше эффективности стандартных судебных процедур. Для начала надо должника классифицировать.

в: Ваша компания поставила процедуру возврата коммунальных долгов на поток. Процесс можно механизировать?

о: Примерно так, только несколько сложнее. Надо выяснить, сколько времени он не платит, его декларируемый доход, декларируемую причину неплатежей. Затем выяснить достоверность этих сведений (врет, не врет). По итогам всего каждому должнику присваивается так называемый индекс направленности активности. Вначале они все для нас нулевые, все белые и пушистые. По мере работы индекс становится либо положительным (человек готов разрешить сложившуюся ситуацию с долгами, прикладывает усилия), либо отрицательным (не хочет платить, активно не хочет платить - например, нагрубил). Юрист не думает, хороший этот должник или плохой, он просто заполняет нужные графы, и программа выдает действие, которое нужно совершить (прислать уведомление по почте, побеседовать, вызвать на собрание и так далее). Как правило, юрист может работать с 20-30 должниками, по нашей методике - с 8 тысячами.

в: Вид - бездельник, подвид - хронический?


о: Можно формализовать даже беседу - вплоть до фраз. Мы сразу классифицируем, как с каким человеком надо разговаривать. Иногда человека достаточно просто информировать о последствиях неплатежей и продемонстрировать решимость идти до суда.


в: Проблема долгов в ЖКХ - на стыке экономики и быта. Неужели можно формализовать все человеческие истории, разговоры, типы?

о: Как правило, крупные товарищества собственников жилья (ТСЖ) и независимые от городских властей частные управляющие компании - те, где есть зачатки экономики здравого смысла, то есть не слишком политизированной и ориентированной на получение прибыли. Для них действительно важно получить оплату за оказанные услуги. Интересно, что в последнее время во многих ТСЖ наметилась тенденция отказа от работы с должниками - чтобы не портить отношения с соседями. Они готовы скорее снижать количество получаемых услуг - реже убирать, не красить лишний раз подъезд - лишь бы сохранить мирные отношения в домовом социуме.

в: Вы работаете за процент от возвращенной суммы. Кто пользуется вашими услугами?


Скряга. В разговоре фигурируют объяснения нет денег (причем не в данный момент, а нет вообще), жизнь дорогая. Обвинения в недобросовестности тех, кто присылает счета (хотите обмануть, знаю я вас). Требования самостоятельного пересчета долгов.


Типология должников (выдержки из Технологии эффективного возврата долгов)


Денежный мешок. Перекладывает ответственность на кого-то (жена не заплатила, занят, не заметил, забыл). В беседе называет конкретные даты и сроки, причем в директивной форме, сам их назначая.


Транжира. Респектабельный внешний вид, дорогие вещи. Не отрицает долг. Просит напомнить, когда ему заплатить. Обещает заплатить, как только будут деньги.

Игрок. Предлагает подождать, обещает заплатить, но не указывает конкретного срока (перезвоните через пару деньков, буду знать в конце месяца). При минимальной возможности для него благоприятного исхода выдвигает встречные требования, выражает готовность к судебной тяжбе.


Торгаш. Много насчитали - при этом не отрицает наличие у него денег и возможности заплатить. Сам предлагает возможные альтернативы - подождите, заплачу сейчас часть...

Больше года коммунальные и силовые службы Юго-Восточного округа ловят принципиального неплательщика. Пятидесятилетний Геннадий Осипов задолжал за свою двухкомнатную квартиру в районе Выхино-Жулебино более 40 тысяч рублей. Еще в ноябре 2005 года префектура подала на Осипова иск в суд. Тогда долг неплательщика составлял всего 22 659 рублей. На его оплату у Геннадия было 4 месяца, но денег на счет коммунальщиков так и не поступило. 15 марта 2006 года суд заочно вынес решение о выселении должника из его квартиры в Капотненское общежитие, где ему выделили 12-метровую комнату № 11 Судебные приставы неоднократно пытались вручить Осипову повестку, но в квартире никого нет. Соседи уверяют, что иногда ночью Геннадий все-таки приходит домой, чтобы покормить кошку.

Пускай меня сначала найдут


В префектуре ЮВАО Геннадия уже прозвали неплательщиком-невидимкой, а соседи, которым дозвонились Известия, называют его живодером.


- Мы выяснили, что он живет у какой-то женщины, а по адресу прописки (улица Хлобыстова, дом 8, корп.1, кв. 3) днем не появляется, - рассказала Известиям пресс-секретарь Юго-Восточного округа Москвы Ирина Пуговкина. - Знаем, что раньше он работал водителем в одном из таксопарков, но сейчас оттуда уволился и промышляет частным извозом. Ночью он бомбит, а днем прячется у знакомой. Кроме того, по закону судебные приставы имеют право вручить ему повестку только с 8 утра до 6 вечера. Соседи говорят, что предупреждали его о наших визитах, но он только смеется: Пускай сначала найдут. Конечно, можно попробовать задержать его вечером и продержать в милиции до утра, вручив в 00 повестку всем отделом, но для этого, во-первых, его все-таки нужно найти, а во-вторых, необходим хоть какой-то повод для задержания. Сейчас даже решается вопрос о закрытии этого дела, так как невозможно найти ответчика.



Очень похожие публикации:
В поисках гламура
Варшавский развлечет регионы
Хозяин коммунальной реформы
Район многоточечной застройки
Власти Москвы могут проложить автомобильные дороги по крышам нежилых зданий
Гамгонеишвили занял “Ростокино”
Коллективные кирпичи


[t0.0134]