Главная страница | Форум | Блокнот | Добавить запись | Регистрация

Архитектура во власти



Единый правительственный комплекс в пойме власть решила построить почти пять лет назад: 13 марта 2002 года губернатор Борис Громов подписал постановление о создании административно-общественного центра Подмосковья. И это желание объяснялось не одними только градостроительными амбициями области, но и насущной необходимостью. Ведь ее административные учреждения расположены в Москве, причем разбросаны по совершенно разным районам (к примеру, Министерство финансов обитает у станции метро Аэропорт, а Министерство культуры в Кузьминках), что затрудняет их слаженное функционирование, а главное, значительно удорожает содержание.

В одном из самых живописных мест ближнего Подмосковья Мякининской пойме заканчивается возведение правительственного центра Московской области. Когда это масштабное строительство будет закончено, ближайший и единственный сосед столицы не просто получит грандиозный комплекс, в котором сможет разместить все свои управленческие структуры, но и обзаведется знаковым архитектурным сооружением, достойным стать визитной карточкой одного из крупнейших субъектов Российской Федерации.

Михаил ХАЗАНОВ: Московская область сегодня это сверхактивно развивающаяся территория, а у нас в работе главный репрезентативный ее ансамбль. Комплекс размещен на высоком берегу Москвы-реки, как и положено объектам такого уровня, поскольку традиционно все знаковые ансамбли Москвы и Московского региона размещаются непосредственно у реки. Вспомните, Кремль, храм Христа Спасителя, Белый дом, строящийся в Москва-Сити комплекс зданий правительства Москвы и Мосгордумы.

Проект застройки разработан в институте Курортпроект, мастерской, которой руководит Михаил Хазанов. Одна из наиболее известных работ этого коллектива здание Государственного центра современного искусства на Зоологической улице, перестроенное из старой фабрики, вызвала большой общественный резонанс, сделав подобного рода симбиозные строения новым архитектурным трендом. В настоящее время помимо АОЦ Московской области по проектам мастерской строятся такие знаковые объекты, как комплекс зданий столичного правительства в Москва-Сити, всесезонный спортивный центр с горнолыжной трассой рядом с метро Нагорная, ведется реконструкция комплекса зданий ВГТРК. Высокая востребованность диктует чрезвычайно плотный график работы архитекторов, тем не менее, нам удалось встретиться с руководителем коллектива Михаилом Хазановым и ведущим архитектором проекта Дмитрием Размахниным.

Рядом с АОЦ будет построено несколько объектов, концепции которых разрабатывала наша мастерская, а дальнейшая работа над проектом будет вестись и нашей мастерской и, очевидно, другими фирмами, надеемся, что в тесном содружестве.


В административно-общественный центр Подмосковья со временем войдут несколько зданий. Как бы ни хотелось одной рукой по всем берегам пройтись, но так не бывает, поэтому разработанное нами архитектурно-планировочное решение этого места рефлекторно по отношению к тем объектам, которые здесь уже были построены до нас. На противоположном берегу реки завершается возведение огромного жилого района, там же расположен еще один наш объект крытая горнолыжная трасса длиной 400 м, шириной 60 м своего рода труба-холодильник, в которой можно кататься на горных лыжах круглый год.

Какие у заказчика были основные требования к постройке?


Конечно же, главный смысловой якорь во всем этом окружении здание АОЦ. Причем масштаб комплекса был уже изначально продиктован расположенными рядом объектами монументальным зданием Дворца правосудия и постройками компании Крокус, представляющими собой крытые экспо-парки. Размещать рядом с ними мелкий объект было бы невозможно. Говоря о масштабе сооружений, я, кстати, не имею в виду габариты и размеры, хотя они довольно значительные около 100 тыс. кв.м.

У областного комплекса сложный многоплановый образ, строительство подобной по-настоящему современной архитектуры пока в новинку, не вызвало ли это сложностей у конструкторов и инженеров?


Комплекс должен включать офисы губернатора и правительства Московской области, центральных исполнительных органов власти, конференц-зал, киноконцертный зал, зал приемов, автостоянки. Общая площадь постройки первоначально составляла 186 тыс. кв.м, но потом была уменьшена. Никаких заранее оговоренных ограничений, касающихся архитектурного облика здания, не было. Образ здания сразу был принят заказчиком и в дальнейшем не претерпел каких-либо изменений.

В таком уникальном объекте ни одна архитектурная, инженерная, конструкторская задача не может быть тривиальной.


Один из принципов работы нашей команды: на стадии формирования первоначальной концепции учитывать функциональные и конструктивные особенности будущего сооружения и не закладывать в проект заведомо нереализуемые требования, однако и ничего не упрощать в ущерб архитектуре здания.

Можно задать несколько каверзный вопрос. Наверное, непросто одновременно воплощать чаяния двух конфликтующих правительственных структур, которые иногда ревностно относятся к достижениям друг друга?


Допустим, высота атриума составляет 56 м, причем цокольная часть здания заглублена на 15 м. Сразу от портала открывается идущая вверх и вниз перспектива, что зрительно еще более увеличивает объем атриума. Для обогрева этой части здания, к слову, была разработана специальная система воздухообмена, которая использует избытки тепла из других, отапливаемых частей здания. Такая система позволяет экономить энергозатраты и с точки зрения инженерии в известной степени новое слово в отечественной практике.

Наша задача была спроектировать объект, у которого были бы ясно выражены два лица: одно официальное, парадное, ориентированное на Москву, другое более мягкое, ландшафтно-парковое в сторону области. Место, выбранное для строительства, имеет сложный рельеф, обилие зелени на речных склонах. Во многом этим был предопределен пейзажный характер фасада, обращенного к реке. Было решено, что прямоугольная ширма главного фасада будет обращена к МКАД, а расположенные за ним ступенчатые объемы, увязанные с речными откосами, крупными уступами спустятся вниз, к реке. Речная сторона целиком перекрыта остекленным атриумом, имеющим в своей центральной части форму вогнутой полусферы.

Архитекторы как врачи всегда в стороне от таких мелочей. С точки зрения архитектуры оба комплекса и городской в Москва-Сити, и областной в Мякининской пойме являются знаковыми объектами и решены в духе международного мейнстрима. Это современные техницистичные и технологически передовые объекты, а образ каждого во многом определен контекстом окружения, местоположением и рельефом участка.

А действительно, существует ли некая архитектура власти? Может, есть какие-то определяющие ее черты?


Фасад же, обращенный к Москве, решен в гораздо более строгом и сдержанном ключе. Здание имеет форму угла, в одной ветви которого расположена круглая башня, завершающаяся мощным раструбом в виде перевернутого конуса. Высота башни около 75 метров. Ее форма может показаться неожиданной, но необходимо было создать некий пространственный акцент. Объект, подобно маяку, должен быть отовсюду хорошо виден и обладать выразительным силуэтом, способным собрать воедино то прямоугольно-коробчатое многообразие, которое складывается вокруг. Найденная форма в какой-то степени подчеркивает определенные координирующие, диспетчерские, информационные функции власти.

Создать архитектурный портрет нынешней власти задача в творческом плане, очевидно, трудновыполнимая, так как слишком противоречивое и сложное время мы застали. Кроме того, в каждом объекте властных структур, как мне кажется, должен прослеживаться вектор в будущее, поскольку такой объект не имеет право быстро морально устареть. В предложенном нами решении, на мой взгляд, присутствует некий люфт между общественными идеалами, реалиями в архитектуре сегодняшнего дня и тем, куда вообще движется мир и современная архитектура. Мы приступили к работе, когда уже существовали две или три предпроектных версии обустройства площадки, но разработали вариант принципиально противоположный им. Как ни странно, нам удалось заказчиков убедить в логике своего подхода. Подмосковное правительство, к счастью, решилось не на протокольный неоклассицизм, а на современную тему в архитектуре. Основная масса подобных зданий, которые возводились в нашей стране, носили, как правило, псевдоклассический или постмодернистский характер, что обусловлено, по-моему, не только имперскими и постимперскими настроениями, а еще и дешевизной ручного труда. Старшее поколение архитекторов получило достаточно хорошее образование и проектировать любую ордерную архитектуру вполне в состоянии, но, как мне представляется, важнее делать вещи, адекватные требованиям именно сегодняшнего дня, с применением современных строительных технологий, техники, материалов. Такие постройки обладают свойством адаптироваться к изменениям времени. Их можно относительно легко модифицировать, усовершенствовать, что подчас совершенно невозможно сделать с исторической или неоисторической постройкой. И еще один аспект архитектура зданий, в которых люди живут или работают, безусловно, активно влияет на их деятельность, на их образ мысли. Хочется надеяться, что заведомо ориентированная на перспективу архитектура Правительственного комплекса хорошо отразится на стиле работы наших начальников всех рангов.

Архитектура зданий такого уровня всегда имеет серьезную имиджевую составляющую, которая для нас была очень ответственна, интересна и важна. Так или иначе, существует своего рода линия портретирования. Она нашла свое отражение, скажем, в архитектуре Белого дома, являющегося абсолютным слепком власти брежневской эпохи, подобно тому, как здания СЭВ или Дворца съездов портрет времен хрущевской оттепели.

Вас удовлетворяют сроки строительства, качество исполнения проекта?


Добавлю, что в градостроительных аспектах комплекс имеет все возможные связи с окружением, как и положено объекту такого уровня и назначения. Есть наземные подъездные пути, возможно, будет вертолетная площадка, в будущем планируется станция метро. Кроме того, к Центру можно попасть по воде, для чего был осушен заболоченный участок реки и создана небольшая бухта с причалом.

Используемые строительные материалы максимально поставляются производителями из подмосковного региона. Понятно, что подобный подход поддерживает отечественную стройиндустрию, но, к сожалению, в этом имеются и издержки.


Объект строится ударными темпами. И это несмотря на то, что проект претерпевает изменения по ходу дела. Естественно, все это достаточно тяжело и для строителей, и для нас, проектировщиков Но такова жизнь.

Не могу не отметить, что над проектом АОЦ у нас работает очень большой авторский коллектив: архитекторы Д. Размахнин, Т. Серебрянникова, Э. Миль, В. Михаилов, Н. Щедрова, Д. Елфимов, Е. Петушкова, К. Кузьменко, М. Хазанов, М. Калашникова, Д. Дегтярев, О. Гульнева, А. Одуд, Р. Григоревский, Р. Белов, А. Нагавицын, П. Никишин, М. Мурышкина, С. Плужник, В. Классен, Д. Спивак, А. Филимонов; конструкторы Н. Канчели, М. Митюков, А. Тимофеевич, Ю. Цветков; инженеры А. Артамонова, В. Юрьев, М. Пчелкина. В работу вовлечен практически весь институт Курортпроект. И, конечно, радует, что наши творческие идеи находят свое достойное воплощение.

Хотел бы подчеркнуть, что объемно-планировочное решение общественных пространств и общую поэтажную планировку разрабатывала наша мастерская, дизайн интерьеров выполняют российские фирмы Арт-Трейдинг и Кафедра. На наш взгляд, важно сейчас максимально использовать все имеющиеся возможности для более качественных конструктивных элементов, инженерии, материалов отделки общественных пространств и фасадов здания к этому, в отличие, например, от мебели, вернуться потом будет уже очень сложно.



Очень похожие публикации:
В поисках русских
В Рузском районе запахло некурортной зоной
Нижегородцы получат “Пятерочку”
Свой дом в Москве
Ташкент. Недвижимость солнечного города
"Рузская Швейцария" встала поперек дороги
Стоит ли покупать квартиру сейчас или лучше подождать?


[t0.0106]