Главная страница | Форум | Блокнот | Добавить запись | Регистрация

Степан Орлов: Сохранение права граждан на жилье — приоритетная задача столичных законодателей



- Речь идет о плане реализации всей городской жилищной политики города на два ближайших года. Депутатами, совместно с органами исполнительной власти, сегодня продолжается работа по совершенствованию городского жилищного законодательства и приведению его в соответствие с Жилищным кодексом России. В частности, приняты и уже действуют законы города Москвы О порядке признания жителей города Москвы малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, Об обеспечении жилищных прав граждан при переселении и освобождении жилых помещений (жилых домов) в городе Москве, Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения.

Одна из приоритетных и злободневных задач, стоящих в настоящее время перед городом, - реализация городских и жилищных программ в 2007 - 2008 годах. Решению этой задачи, по мнению чиновников и парламентариев, нужно уделять сегодня самое пристальное внимание. Одобренное недавно столичными властями постановление Об итогах выполнения городских жилищных программ в 2006 году и о городских и жилищных программах на 2007 - 2008 годы вызвало активный интерес законодателей. Свою точку зрения на концепцию, заложенную в документе, на ее важнейшие моменты и положения высказывает председатель комиссии Мосгордумы по городскому хозяйству и жилищной политике Степан Орлов:

В настоящее время подготовлен к внесению на рассмотрение Московской городской Думы проект новой редакции закона города Москвы Основы жилищной политики в городе Москве. Крайне важно, чтобы в данном законе, помимо норм, отражающих общую систему построения социально ориентированной городской жилищной политики, содержались нормы правового регулирования отношений в жилищной сфере по следующим направлениям.

Сейчас парламентарии города внимательно следят за опытом и последствиями применения на практике органами исполнительной власти, а также судами этих городских законов и самого Жилищного кодекса. Именно с учетом правоприменительной практики в законы о переселении и об обеспечении права на жилые помещения Думой были внесены соответствующие поправки.

Во-вторых, не менее актуальная цель - обеспечение жилыми помещениями служебного жилищного фонда государственных служащих города Москвы и работников предприятий и организаций городского хозяйства. От этого в значительной мере будет зависеть качество их работы во благо города. Одновременно следует предусмотреть возможность обеспечения жилищных прав тех из них, кто поставлен в установленном порядке на жилищный учет на получение жилья по договору социального найма, найма или безвозмездного пользования.

Во-первых, целесообразно расширение состава участников городских жилищных программ гражданами за счет новой категории нуждающихся в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений. Введение в закон данной группы граждан призвано вовлечь в жилищные программы не только тех, кто признан малоимущими и нуждающимися в предоставлении бесплатного жилья, согласно Жилищному кодексу России, но и граждан, не обеспеченных жильем по учетной норме, способных приобрести жилье самостоятельно, при поддержке города.

Кроме того, Думой, совместно с Департаментом жилищной политики и жилищного фонда города, ведется работа по совершенствованию федерального жилищного законодательства. В частности, Дума приняла в первом чтении проект постановления О проекте федерального закона О внесении изменений в статьи 7 и 8 Федерального закона О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Законопроект призван исключить существующий пробел в законодательстве и наделить необходимыми полномочиями органы государственной власти и органы местного самоуправления в целях исполнения требований статей 53 и 57 Жилищного кодекса РФ. Эта проблема имеет острый социальный характер и требует оперативного решения. По состоянию на сегодняшний день на жилищном учете в столице состоит свыше 181 тысячи семей, что составляет 7 процентов населения Москвы. Кроме того, принятие документа необходимо в целях упорядочения работы органов государственной власти и органов местного самоуправления.

В-третьих, назрела необходимость введения дифференцированной системы оплаты за пользование жилыми помещениями, в зависимости от места расположения жилого дома, его благоустройства, количества и качества предоставляемых услуг. Это обеспечит не только повышение экономически обоснованных доходов городского бюджета, но и, самое главное, будет справедливо в социальном плане. Депутаты готовы обсуждать данный законопроект, предполагая вносить в него необходимые поправки и дополнения.

Однако здесь возникает проблема подбора ими квартир на рынке, где к моменту выделения субсидий уже не остается не распроданного жилья. В этой связи в максимально короткие сроки должна быть реализована предусмотренная программой Москвичам - доступное жилье схема предоставления возможности покупки типовых квартир экономкласса, в первую очередь - очередниками.

Осознавая трудности с подбором земельных участков для жилищного строительства и желания части очередников получить новые квартиры не там, где их строит город, Московская городская Дума при утверждении бюджета на истекший год увеличила более чем в два раза объем субсидий на приобретение очередниками квартир на рынке недвижимости. Это дало возможность гражданам приобрести более 67 тысяч квадратных метров жилья. В текущем году ассигнования на субсидии увеличатся еще в полтора раза и достигнут почти 5,8 миллиарда рублей, что позволит очередникам, по нашим расчетам, приобрести жилые помещения площадью уже 100 тысяч квадратных метров.

Традиционно важным источником решения жилищной проблемы москвичей является жилая площадь, освобождающаяся за выбытием граждан. К сожалению, этот источник не столь стабилен. Год от года он изменяется то в большую, то в меньшую сторону. К планированию показателей го этому источнику городу нужно относиться с большой осторожностью, не ставя перед собой невыполнимые задачи.

Еще одним, и немалым, ресурсом для реализации городских жилищных программ могла бы стать выморочная, то есть освободившаяся после смерти одиноких собственников, жилая площадь. В прошлом году в порядке законодательной инициативы Московская городская Дума направила своим коллегам из Госдумы законопроект, позволяющий передавать выморочные комнаты и квартиры местным органам власти, для обеспечения очередников. Однако, к сожалению, до сих пор предложение столичных законодателей обсуждается в Правительстве Российской Федерации.

Кроме того, при выделении федеральных средств абсолютно не учитывается право инвалидов на дополнительную площадь, установленное постановлением Правительства России №81 Все это фактически понуждает город нести дополнительные расходы на обеспечение жилой площадью веек членов семей, чьи жилищные льготы установлены именно федеральным законодательством и за счет средств федерального бюджета.

Немало усилий было предпринято в истекшем году по полному освоению средств федерального бюджета, выделенных городу в рамках национального проекта Доступное и комфортное жилье - гражданам России. С использованием субвенций из федерального фонда компенсаций в сумме 430 миллионов рублей предоставлено жилье 750 семьям инвалидов и ветеранов, очередникам льготных категорий. Однако есть неудовлетворенность механизмом реализации норм федерального законодательства, предусматривающим помощь федерального бюджета лишь гражданину-льготнику. Улучшение жилищных условий только льготников, особенно - детей-инвалидов, не может на практике быть реализовано в отрыве от других членов этих семей.

Одним из важных и перспективных направлений по улучшению жилищных условий москвичей является создание при участии и поддержке городских властей специализированных жилищно-строительных кооперативов, созданных из наших очередников. Решение о реализации этого направления было принято городским правительством при обсуждении среднесрочной целевой программы Москвичам - доступное жилье и стало составной частью соответствующего документа.

Возможная альтернатива - прекратить выделение квартир, построенных на деньги городского бюджета, федеральным льготникам или предлагать этим семьям доплачивать из своего кармана - является неприемлемой, прежде всего с точки зрения социальной политики города. Именно поэтому расходы бюджета города на обеспечение не только самих ветеранов и инвалидов, но и членов их семей, составили полтора миллиарда рублей, что в три раза больше выделяемых субвенций.

В значительной степени реализация городских программ по улучшению жилищных условий граждан и предоставлению квартир в социальный наем зависит от обеспеченности этих программ земельными ресурсами. Думаю, мы должны подтвердить приоритетное право на предоставление земельных участков для целей жилищного строительства за счет бюджета города Москвы. Эти ресурсы должны быть направлены на выполнение общегородских жилищных программ. Для реализации коммерческих строительных проектов необходимо направлять существенно меньшее количество земельных участков и, может быть, даже на остаточной основе. Только таким образом реально может быть преодолен обостряющийся дефицит поступления жилья, строящегося на социальные нужды. Полагаю, что соответствующие структуры города могли заняться подбором дополнительных земельных участков под строительство доходных домов и домов для специализированных ЖСК.

Еще одна новая форма улучшения жилищных условий, также предусмотренная среднесрочной жилищной программой, - доходные дома. Департаменту жилищной политики и жилищного фонда города поручено в 2008 году построить в порядке эксперимента доходные дома в количестве всего лишь двух зданий. Один - для всех очередников, а другой -для молодых семей. Мне кажется, этого явно недостаточно. На мой взгляд, в Москве в 2007 - 2008 годах необходимо построить несколько десятков доходных домов, возможно дифференцируя их по комфортности проживания, набору предоставляемых услуг и, исходя из этого, по размеру ежемесячной платы за наем.

Еще один ресурс для строительства - это участки в ближнем Подмосковье. В условиях рыночных отношений Москва может участвовать в инвестиционных торгах у своих соседей, приобретая права на землю для жилищного строительства за счет городского бюджета. Никто не мешает также участвовать столичным властям в долевом строительстве вместе с городскими крупнейшими инвесторами-застройщиками. Да и приобретение уже возведенного жилья может оказаться более выгодным и быстрым делом по сравнению с длительными и затратными процессами по отселению жителей, по сносу домов или выводу промышленных предприятий.

Не секрет, что в последнее время сложилась тенденция, когда город по конкурсу отдает земельные участки в районах массовой застройки для заключения инвестиционных контрактов, а затем вынужден обменивать у инвесторов-застройщиков построенные там квартиры для реализации городских жилищных программ. Стратегией города должна быть приоритетность задач по развитию строительства жилья по городскому заказу, а не тех инвестиционных проектов, когда покупается земля и строится коммерческое жилье.

Нельзя не учитывать и еще одну группу проблем, связанных с необходимостью рационального расходования жилищного фонда города. В первую очередь речь идет о сокращении расходов площади на обеспечение каждого очередника, в идеале - до нормы предоставления, установленной законом. Ведь сокращение расхода площади всего на 2 десятых квадратного метра на квартиру равносильно дополнительному строительству одного жилого дома. Решение проблемы видится в строительстве новой серии домов, соответствующих нормам предоставления площади для семей определенной численности и состава. Такие проекты, позволяющие исключить перерасход жилой площади, есть, и необходимо активнее вводить их в горзаказ.

Помимо новостроек, одним из важных ресурсов по выполнению городских жилищных программ станет организация в городе цивилизованного рынка найма, поднайма, обмена и мены жилых помещений, возложенная на государственное унитарное предприятие Центр арендного жилья.

Хотелось бы также затронуть инициативу столичных властей, касающуюся реализации в 2007 году программы Год ребенка, в которой предусмотрено ускоренное обеспечение квартирами состоящих на учете многодетных семей. На сегодняшний день очередниками признано более 6 тысяч многодетных семей. В нынешнем году планируется обеспечить около 500 семей, имеющих трех и четырех детей. Кроме того, совместно с префектурами планируется завершить обеспечение жилыми помещениями многодетных семей с пятью и более детьми, поставленных на жилищный учет до 1 марта 2005 года. В годовую программу обеспечения жилой площадью включено 203 такие семьи.

Кроме того, формирование городского заказа по набору квартир должно производиться в соответствии с прогнозом обеспечения конкретных семей на двухлетнюю перспективу. В частности, для домов по программе Молодой семье - доступное жилье следует снижать удельный вес однокомнатных квартир, не пользующихся, как оказалось, сегодня спросом у молодежи.

Помимо этого, одной из основных задач среднесрочной программы Москвичам - доступное жилье является сокращение к исходу 2010 года в два раза максимального времени ожидания жилых помещений очередниками и обеспечение жильем всех очередников, поставленных на учет до 2000 года. Целесообразно рассмотреть возможность приобретения жилых помещений очередникам, поставленным на учет только до 1 января 2000 года, кроме многодетных семей и внеочередников. Должна быть полностью исключена практика по предоставлению жилых помещений на возмездной основе и субсидий на строительство или приобретение жилья гражданам, принятым в качестве малоимущих на учет нуждающихся в жилых помещениях после 1 марта 2005 года.

Наконец, в текущем году город более предметно и энергично займется проблемой улучшения жилищных условий семей с несовершеннолетними детьми - инвалидами. Предстоит выделение по 1 тысяче квартир ежегодно в 2007 и в 2008 годам. Это максимально возможный ресурс, выделяемый в приоритетном порядке городом в Год ребенка, с учетом необходимости обеспечения и других групп очередников, имеющих право на первоочередное предоставление жилья, Детям-сиротам, выпускникам детских домов и школ-интернатов за два года планируется предоставить около 1200 отдельных квартир.



Очень похожие публикации:
Цены посчитают по осени
Квадратный метр: цена на взводе
Как контролировать риелтора
Завещать и наследовать: вот в чем вопрос
ЗПИФы недвижимости ставят высокую планку
Жилье от Дерипаски
Доходная история


[t0.007]