Главная страница | Форум | Блокнот | Добавить запись | Регистрация

Социальная миссия выполнима



Все компании делают это
Как показал наш опрос, практически все участники рынка недвижимости в той или иной форме занимаются благотворительностью либо спонсорской деятельностью. Причины понятны. Во-первых, благотворительные традиции были сильны уже в царской России (вспомнить хотя бы знаменитых меценатов). Во-вторых, дает знать о себе постсоциалистический менталитет населения. А мнение общественности для застройщиков, например, ключевой момент. Наших целей невозможно осуществить без участия жителей квартала. Их лояльность по отношению к компании-застройщику очень важный фактор для процесса реконструкции жилого массива, говорит Сергей Лушкин, директор по маркетингу и продажам ОАО Квартал. Весьма пригодились плоды филантропии компании Вашъ Финансовый Попечитель на судебном процессе против ее главы Василия Бойко: благодарственные письма от подопечных были подшиты к делу и стали козырем в руках адвокатов бизнесмена. Кроме того, поддержка населения понадобится ВФП и в предстоящем референдуме, который компания намеревается провести по вопросу об одобрении ее деятельности в Рузском районе в декабре.

Во всем мире любая компания, выходящая на более или менее стабильный уровень работы, начинает вкладывать деньги в различные некоммерческие проекты. Это необходимая практика, которая формирует социальную лояльность к компании, а кроме того, является и показателем успешности бизнеса.

Оксана Зайцева утверждает, что в нашей стране невыгодно заниматься благотворительностью: Дело в том, что любая спонсорская помощь будь то разовые акции или постоянные программы можно финансироваться только из прибыли. То есть сначала надо показать какое-то увеличение своей прибыли, уплатить все причитающиеся налоги и только после этого можно тратить на благие дела. Неоднократно предпринимались попытки провести законопроекты, предоставляющие благотворителям такие же льготы, какие они имеют на Западе. Но вряд подобные законы будут приняты. Именно поэтому многие компании не только не извлекают из добрых дел имиджевых дивидендов, но и часто вовсе не склонны слишком афишировать свою благотворительную деятельность. Крупные жертвователи предпочитают оставаться неизвестными, т.к. не хотят, чтобы их деловые партнеры знали о таком использовании средств, или не желают давать повод для вопросов налоговой инспекции, сказала руководитель одного благотворительного фонда.

Во всем мире считается нормальным, когда бизнес несет социальную ответственность перед обществом. Только в развитых странах благотворительность не только поощряется государством, но и поддерживается СМИ: там не нужно создавать фонды гарантированных публикаций о какой-либо спонсорской акции, рассказывает Оксана Зайцева, PR-директор рекламной группы Таргет Медиа. Направление благотворительной деятельности зависит от профиля компании. Например, табачные компании финансируют онкологические институты, производители генетически модифицированных продуктов вкладывают деньги в развитие детских центров физической культуры. Запад, конечно, ушел вперед в этих вопросах. Там создаются специальные фонды, которые организуют, например, меценатские проекты в различных областях культурной жизни. Это традиционный формат, принятый в Европе и США.

А Марина Новокшонова, исполнительный директор благотворительного фонда Счастливый мир, поведала показательную историю о деятельности Александры Славянской, генерального директора ГК Овентал: Все началось, когда подруга попросила Александру отвезти для одного мальчика передачу в детское отделение онкологической больницы и та увидела, в какой бедности содержится лечебное учреждение, где детям порой даже нечего есть, в каком трудном положении оказываются родители. Александра приложила массу усилий, чтобы помочь тому ребенку ему пришлось доставать лекарства из Америки. К сожалению, и они не помогли мальчик умер А Славянская организовала благотворительный фонд Счастливый мир. Впоследствии Фонд помог открыть первую в России палату реанимации в 31-й городской больнице Петербурга, сейчас активно занимается помощью детям с онкологическими заболеваниями: оплачивает операции, многие из которых делают за границей, достает и оплачивает лекарства, оказывает психологическую помощь детям и родителям; помогает больницам в закупке медикаментов, организовал в Петербурге горячую линию по детскому раку Подобным образом рождаются многие благотворительные проекты.

Не по расчету, а по любви
Если там благотворительные бюджеты тщательно просчитываются и распределяются, то тут часто все происходит спонтанно нет никакой стратегии, просто потребности просителя соизмеряются с финансовыми возможностями компании на текущий момент. Мы в первую очередь ориентируемся на те запросы, которые к нам поступают, говорит Алексей Белоусов, коммерческий директор холдинга Капитал Груп. Никаких особенных критериев оценки мы для себя не разрабатываем. Специалистов тоже мало, и все они в основном работают в банках.

Сдачи не надо!
Российские спонсоры могут спокойно относиться к отчетности. Нам не нужны отчеты о проделанной работе и об освоении выделяемых нашей компанией средств, мы хотим видеть собственными глазами наглядные результаты помощи, говорит Юрий Карамаликов, директор по бизнес-коммуникациям компании МИЭЛЬ-Недвижимость. Более двух лет мы сотрудничаем с Кремлевским балетом, при этом политика компании состоит в предоставлении нашим партнерам самостоятельного выбора приоритетных направлений для выделенных средств.

Однако Яков Миневич, руководитель отдела корпоративной практики компании Р.И.М. Портер Новелли, утверждает: У крупных компаний, вкладывающие серьезные средства в спонсорство, существуют разработанные стратегии с заранее предусмотренным результатом и оценкой эффективности. Например, команда Национального банка ТРАСТ принимала участие в трансконтинентальной гонке Экспедиция-Трофи 2006 и во главе с членом правления банка на внедорожниках проехала через всю страну от Мурманска до Владивостока. Но сделала это не только потому, что сотрудники банка увлекаются автоспортом, но и потому, что в каждом городе, куда они приезжали, они привлекали внимание местных жителей к выдаваемым банком автокредитам.

Чем богаты, тем и рады
И на Западе, и у нас предприниматели часто выбирают благотворительную деятельность, связанную с основным бизнесом. Компаниям, производящим товары народного потребления, легче. Например, молочный завод может бесплатно отгружать молоко школам или детским садам, рассуждает Оксана Зайцева. Труднее всего выбирать правильную сферу благотворительности инвестиционным и финансовым компаниям.

А вот зарубежные партнеры привыкли считать трудовую копейку. Наша компания неоднократно принимала участие в благотворительных ассамблеях и балах, которые проводило Ирландское коммъюнити, рассказывает Ирина Жарова-Райт, председатель Совета директоров Инвестиционной группы Sesegar. Ирландцы сами переводили деньги в детские дома и строго отслеживали потраченные суммы. Постепенно ирландское участие сошло на нет, и на всех последующих мероприятиях, проводившихся под чьей-либо эгидой, денежные потоки, к сожалению, не контролировались. На собственном опыте мы убедились, что переводить деньги в детские дома или больницы бесполезное занятие. Вам никогда не представят отчет о потраченных суммах. Лучше будет, если вы сами придете в детский дом и поможете конкретному ребенку или детям, расскажите им о своей профессии, например. Ведь они не представляют, каков мир за окном, и именно вы сможете стать тем человеком, который поможет им изменить их жизнь.

Компания-застройщик Пенетрон-Россия помогла построить для детей-инвалидов загородный спортивный лагерь, отремонтировала несколько помещений в детском доме в Екатеринбурге, приняла участие в строительстве храма в Свердловской области. ГК МИАН подарила ребенку, оставшемуся без родителей после взрыва дома на Каширском шоссе в 1999 году, квартиру в Марьино.

Компания Вашъ Финансовый Попечитель, владея агрохолдингом, как раз снабжает бесплатным молоком доноров. Другие девелоперы тоже стараются использовать возможности, связанные с профессией. Возможность продвижения культуры компания RIGroup видит, в частности, в своей девелоперской деятельности к примеру, входные группы и атриумы офисных центров используются для экспозиций предметов искусства, говорит Жанна Буллок, президент компании. То же делает и Mirax Group в деловом комплексе Федерация.

ОАО Квартал провело реконструкцию и оборудование спортивных площадок в районе, где ведется застройка. Ежегодно компания организует там на Масленицу народные гуляния, а на День Победы праздник для ветеранов, на регулярной основе оказывает помощь образовательным учреждениям.


Во многих компаниях благотворительная деятельность строится по территориальному признаку. Тот же ВФП проводит значительную часть своих программ в Рузском районе Московской области, где действует агрохолдинг Русское молоко и где компания осуществляет проект Рузская Швейцария. Для жителей района, в том числе для школьников, организуются экскурсии, разрабатывается программа помощи одиноким пенсионерам, компания помогает местным детским и юношеским спортивным секциям.

О спорт, ты имидж!
Как показывает опрос, самыми распространенными точками приложения сил оказались спорт, культура и помощь детям. Многими компаниями спорт рассматривается как важная социальная программа. Капитал Груп выделяла средства на поддержку Москвы в борьбе за право проведения Олимпийских и Параолимпийских игр 2012 года, финансирует матчи баскетбольного клуба Динамо. Вашъ Финансовый Попечитель помогает софтбольному клубу, детско-юношескому клубу Дикая слива, команде по ралли-кроссу, а также поддержала участие российской сборной в международном первенстве по кендо. Компания Квартал проводит соревнования среди юношеских команд по уличному баскетболу, в этом году организовала и юношеский турнир по хоккею среди непрофессиональных команд, а в 2005 г. выступила спонсором кругосветной экспедиции барка Крузенштерн.

А бывает и так, что коммерческий проект становится благотворительным. Это случилось, например, с ГК Пенетрон. Наша компания провела работы по восстановлению гидроизоляции в особняке XVIII века в центре Екатеринбурга. Заказчиком выступила Екатеринбургская епархия, рассказал президент ГК Пенетрон-Россия Игорь Черноголов. Работы мы выполнили, но официально акт приемки не был оформлен. Как оказалось, чтобы провести работы на объекте, отнесенном к памятнику архитектуры, находящемуся в федеральной собственности, требуется огромный перечень согласований с самыми различными ведомствами и разрешительными органами. В итоге епархия эту работу не довела до логического завершения, и проект стал для нас спонсорским. И оказался важным репутационным ресурсом! Ведь он свидетельствует о том, что с нашей системой проникающего действия можно работать на самых сложных объектах и проводить реставрационные работы.

Культурная миссия
В истории российского меценатства немало примеров, достойных подражания: Демидов, Шереметев, Хлудов, Третьяков, Мамонтов, Морозов. Современные девелоперы достойно продолжают традиции. Спектр их интересов в этой области необыкновенно широк. Например, ГК МИАН спонсировала национальную премию в области современного искусства Черный Квадрат, Московскую биеннале современного искусства, проект Мастерская АРТ МОСКВА, Московский Международный открытый книжный фестиваль. Группа поддерживает мероприятия Московского дома фотографии, выкупила и передала музею ценную коллекцию фотографий русского пиктореализма, финансирует издание книг о Москве, учреждает премии для детских писателей и т.д.

Спортивные мероприятия могут принести спонсору вполне ощутимые дивиденды, ведь логотипы и рекламу компании можно разместить и на спортивной площадке, и на форме игроков, и на сувенирах. А ГК Пенетрон-Россия рассчитывает значительно повысить узнаваемость бренда, используя имя боксера Кости Цзю. Известный боксер наш земляк, и мы сделали объектом для спонсорства кубок его имени, рассказывает Игорь Черноголов. Участие в кубке очень положительно сказывается на упоминаемости нашей компании в контексте имиджа спортсмена, который ассоциируется с победой, силой и успешностью. Вероятно, именно Костя Цзю станет медийным образом ГК Пенетрон-Россия.

Алексей Белоусов считает, что поддержка компанией Капитал Груп нового современного театра Практика акт идеологический: миссия холдинга совпадает с художественными задачами театра. Практика совершит революцию в театральном мире Москвы и привлечет самых авангардных мастеров, воплощая в жизнь только нестандартные решения, говорит он. Компания Капитал Груп, также как и создатели театра, хочет, чтобы Москва стала более европеизированным, демократичным городом, который не боится экспериментов и открыт всему новому. Мы считаем, что драматургия тесно связана с архитектурой.

Не отстает холдинг МИЭЛЬ-Недвижимость: он спонсирует исполнителей авторской песни, конкурс молодых талантов, арт-фестиваль Мамакабо, Театр под руководством Елены Камбуровой. Культурные проекты развивают и девелоперы: ВФП поддерживает выставку иконописи, выездную Школу ядерной физики, помогал Третьяковской галерее. Квартал оказывает спонсорскую поддержку организаторам концертов авторской песни. RIGroup помог провести фестиваль искусств Человек с ружьем в Серпухове, выставку российских художников в Майами, показы фильмов Мэтью Барни в Москве и т.д.

Самой основательной в данном вопросе из опрошенных нами оказалась ГК МИАН: с целью систематизировать социальные и благотворительные программы, направленные на развитие и образование детей и подростков, она учредила благотворительный фонд Заветная мечта. Так, компания перечислила в фонд помощи лечившимся в Москве маленьким бесланцам, пострадавшим при теракте, 1,5 млн руб., а десяти из них выдала банковские карты со 150 тыс. руб. на счете, приобрела высокоточный аппарат УЗИ роддому для детей с кардиологическими заболеваниями и т.д.

Лучшее детям
Помощь детям самая бескорыстная, и, тем не менее, почти все компании охотно помогают подрастающему поколению. МИЭЛЬ-Недвижимость оказывает поддержку одному из детских домов и детскому хореографическому ансамблю, Пенетрон поддерживает олимпийцев-детей с ограниченными возможностями. Инвестиционная группа Sesegar принимала участие в благотворительном мастер-классе Маттиасса Штайна, всемирно известного специалиста высокой кухни. Все поступившие от мероприятия средства были переведены в детский дом. Компания также осуществляет сбор детских вещей, бытовых и промышленных товаров и передает их церкви.



Очень похожие публикации:
Доходная история
Время расширяться
Картинки с выставок. Выставочные площадки столицы: настоящее и будущее
Елена Батурина передала акции “Интеко” в ПИФ


[t0.015]