Главная страница | Форум | Блокнот | Добавить запись | Регистрация

Возможное и необходимое



Генплан, по которому Москва живет до сих пор, был разработан в 1996 г., еще до дефолта 1998 г. и до бурного развития градостроительства. В его основу легли тогдашние социально-экономические расчеты специалистов, определивших, по каким направлениям должна развиваться столица. Как признавались чиновники НИиПИ Генплана, генплан в итоге стал представлять собой некий рамочный документ, в котором отсутствовала обязательная для советских времен пообъектная проработка предстоящего строительства. В качестве одного из приоритетов в нем была определена необходимость способствовать привлекательности города для архитектурной, инвестиционной и предпринимательской деятельности, а также обеспечивать многообразие и свободу этой деятельности. Инвесторы услышали призыв властей.

Одобряя в 2005 г. закон О Генеральном плане развития Москвы до 2020 г., столичные депутаты согласились с главным архитектором города в том, что это общий документ, в котором невозможно учесть все (цитата Александра Кузьмина).

В итоге к 2020 г. в Москве должно было быть изменено функциональное использование 42% территории. Самые большие перемены ожидались в судьбе производственных зон. В результате реорганизации 16 из них должны были исчезнуть с карты города, а 20 частично сокращены.


Согласно новому генплану (кстати сказать, он был сделан всего за год в отличие от советских документов, разрабатывавшихся и согласовывавшихся годами) город был разбит на 1800 расчетных кварталов. Для них были утверждены параметры зонирования. Последнее состояло из трех частей: функциональной (определявшей расположение и комбинацию жилых, производственных, природных и т. д. зон), ландшафтной (следившей за соотношением застроенных, озелененных и замощенных территорий внутри каждого квартала) и строительной (регулировавшей допустимую высотность и плотность застройки).

Рассчитанные специалистами НИиПИ Генплана социально-экономические показатели (численность населения, число рабочих мест, обеспеченность жильем, объектами инфраструктуры и др.) использовались в качестве подспорья для обоснования проектов градостроительных программ и схем зонирования. Но действительность скорректировала расчеты специалистов.

Структура нового генплана стала похожей на матрешку. Детализировать общие положения должны были градостроительные планы округов, затем районов и, наконец, проекты планировок. Градплан в 2000-ном масштабе, позволяющий разглядеть в том или ином районе дома, улицы и т. д., основной документ, по которому должен развиваться район. Но до сих пор только один-единственный округ в Москве Центральный имеет детализированные градпланы своих районов, и то всего лишь 10 из 1 В начале ноября их обещают представить на специализированной выставке в Доме на Брестской. Другим московским районам пока повезло меньше их градпланы до сих пор в процессе работы, хотя прошли все мыслимые и немыслимые сроки.

Вступивший в силу в 2005 г. новый Градкодекс РФ сделал подобные обоснования нелегитимными. Но, как водится, закон обратной силы не имеет. И перекосы в реализации генплана, например бурное строительство жилья и офисов в ущерб транспортной инфраструктуре, детсадам и гостиницам, со временем превратились в серьезнейшую проблему для города.

Нововведением, радовавшим сердца инвесторов, было то, что в рамках расчетных кварталов каждый застройщик стал свободен в своих действиях. Но, разумеется, при условии соблюдения параметров, определенных неконкретным генпланом. Если инвестор-застройщик решал возвести объект, попавший в утвержденный проект планировки, то он смело мог разрабатывать его проект и получать необходимые разрешения. Те же, кто хотел посадить объект (жилой или торговый) в том месте, где проект планировки не был утвержден, до 2004 г. должны были получить от властей градостроительные или эколого-градостроительные обоснования для последующего оформления ИРД.

По новому генплану, говорит Людмила Ткаченко, замдиректора НИиПИ Генплана, в Москве к 2025 г. должно появиться 95 млн кв. м жилья, т. е. примерно по 5 млн кв. м ежегодно. За счет чего будут сохраняться столь немалые объемы ввода? Ведь в Москве почти не осталось свободных площадок, и это признают не только инвесторы, но и власти.

В 2007 г. московские власти официально заявили о необходимости актуализации генерального плана срок его действия будет продлен до 2025 г. Прежний генплан, который давал слишком много свободы инвесторам (но ведь Москве нужны были их деньги оправдываются теперь чиновники), сейчас пересматривается. НИиПИ Генплана работает над созданием картографических схем чиновники обещают вывесить их в интернете.

По данным, представленным Ткаченко, к 2025 г. общий снос строений в Москве должен составить 18 млн кв. м, а площадь реконструируемых объектов достигнет 8,6 млн кв. м. Доля изношенного жилого фонда, надеется она, сократится с нынешних 25% до 18%, а объем капитального ремонта увеличится в несколько раз до 1,5-2 млн кв. м в год.

Застройщиков обеспечат участками, высвобождаемыми в результате реорганизации производственных зон, говорит Ткаченко, отказываясь предоставить цифры, насколько больше по сравнению с прежним генпланом уменьшится их территория. Алексей Введенский, руководитель объединенной пресс-службы стройкомплекса, добавляет, что единственным выходом для всех становится комплексная реконструкция кварталов.

Проблему озеленения мегаполиса поможет решить соответствующая генеральная схема. Игорь Воскресенский, заместитель председателя Москомархитектуры, в интервью газете Московская перспектива пообещал, что из второстепенной категории зеленое строительство в составе комплекса городского хозяйства переходит в самостоятельную отрасль, направленную на благоустройство и поддержку около 35 000 га существующих зеленых территорий и 1500 га вновь создаваемых.

Ткаченко уточняет, что в планируемые 4,5-5 млн кв. м войдут и объекты, которые московские застройщики будут возводить на территории Московской области (например, на Люберецких полях аэрации, вблизи Домодедова и т. д.). Вообще, считает она, развитие (читай застройку) столицы нужно рассматривать в неразрывной связи с ее пригородами. Лесопарковый пояс между Москвой и областью остался только на бумаге, сетует она.

Правительство вновь возвращается к одной из своих любимых тем доходным домам. Жилье, которое отдается очередникам, ими сразу приватизируется, а это означает, что у города не создается резервный фонд, возмущается Ткаченко. Правда, каким образом власти намерены его создавать, пока не ясно. До сих пор не определены и взаимоотношения Москвы как субъекта РФ и одновременно ее столицы и самой Российской Федерации. Да и вообще вопросов больше, чем ответов.

Доля инвестиционного строительства в Москве будет сокращаться. Если сейчас из 4,5-5 млн кв. м вводимого жилья на социальные нужды идет 1,7 млн кв. м (т. е. примерно треть объема), то уже совсем скоро очередникам, молодым семьям и другим категориям будет выделено 2,2 млн кв. м.



Очень похожие публикации:
Авария - дочь ремонта
Воздушную дорогу перекинут через Москву-реку
Разработан спецмеханизм изъятия сочинских участков
Полис для дачи
Строить больше и дешевле
Инструменты для бизнеса
Дом и немного земли


[t0.0145]