Главная страница | Форум | Блокнот | Добавить запись | Регистрация

Подтверждение статуса



Чтобы представить себе старинный облик улицы, стоит заглянуть в пушкинского Евгения Онегина.


Вот уже три века Тверская является главной улицей Москвы. Здесь строились лучшие дома, гостиницы, магазины. Именно на ней опробовались многие инженерные и технические новинки. Так, в 1820 году появились дилижансы многоместные кареты, в которых помещались длинные скамейки в ряд так называемые линейки. В 1872 году от Страстной площади пошла по рельсам первая в городе конка вагон, который тащили лошади, а в конце XIX века тут был пущен первый московский трамвай. Даже электричество на Тверскую пришло раньше, чем на другие улицы: в 1896 году установили 99 красивых фонарей! И она стала оживленней в вечернее время.

Застывшая в камне история
Снискать славу Тверской помогла и родословная. Что не удивительно, ведь застройка хранит отголоски важнейших событий здесь много памятников истории и архитектуры.


...Пошел! Уже столпы заставы
Белеют; вот уж по Тверской
Возок несется чрез ухабы.
Мелькают мимо будки, бабы,
Мальчишки, лавки, фонари.
Дворцы, сады, монастыри,
Бухарцы, сани, огороды,
Купцы, лачужки, мужики,
Бульвары, башни, казаки,
Аптеки, магазины моды,
Балконы, львы на воротах
И стая галок на крестах.

Противоположная сторона улицы начинается со здания бывшего Госплана, в нем сейчас заседает Государственная Дума РФ. За памятником основателю Москвы Юрию Долгорукому находится целый квартал из домов еще дореволюционной постройки. Среди них знаменитый Елисеевский магазин с помпезно оформленными торговыми залами. По соседству восстановленное после пожара здание, где размещался Дом актера. Ныне там находится торгово-офисный центр.

Нечетная сторона начинается со знаменитого отеля Националь (1902 год, архитектор А. Иванов, стиль эклектика). В доме №5 располагается театр имени М.Н. Ермоловой. Здание это было построено в 1888 году для пассажа и гостиницы. Между двумя историческими зданиями в 1970 году из стекла и бетона был построен 22-этажный параллелепипед гостиницы Интурист, на месте которого после сноса недавно возведен отель Ritz. Далее идет массивно-монументальное здание Центрального телеграфа (1927 год, архитектор И. Рерберг). За ним следуют жилые дома, украшенные многочисленными мемориальными досками с именами проживавших здесь ученых, работников искусства, генералитета. Дом №9 интересен тем, что его нижний этаж облицован финским гранитом, захваченным у фашистов в качестве трофея в 1941 году и предназначавшимся для сооружения монумента в честь победы гитлеровской Германии. Пожалуй, главная достопримечательность Тверской дом №13, здание мэрии (1782 год, архитектор М. Казаков). Это бывший дом генерал-губернатора Москвы, графа и полководца З.Г. Чернышева. В 1790 году он был выкуплен за счет государственных средств и стал постоянной резиденцией генерал-губернаторов Первопрестольной. Перед ним была создана площадь для развода караула. Напротив стояло здание с пожарной каланчой (снесена в 1918 году), и в начале прошлого века здесь постоянно проносились экипажи пожарных, спешащих на вызовы.

А настоящий клуб Английский находился в доме №21 по Тверской улице, в бывшем дворце графа Разумовского. Этот роскошный особняк с мраморными львами у входа (ныне Музей современной истории России) и сейчас привлекает прохожих своей горделивой красотой.


Улица делится как бы на две части до Пушкинской площади и после нее. Отчего к названию дороги на Тверь добавилось слово ямская? Надо сказать, что на площади у Тверских ворот всегда было многолюдно сюда сходились пути со многих провинциальных уголков. Рядом работали 63 кузницы, а за воротами Земляного города сложилась целая ямская слобода. На ее месте и возникло пять Тверских-Ямских улиц. Но уже тогда Тверская и следовавшая за ней 1-я Тверская-Ямская считались главной царской дорогой по ней совершались парадные выезды царя, а в Кремль прибывали экипажи иностранных послов. После того как был построен Санкт-Петербург, она стала основной трассой до новой столицы. Тогда-то и сменился характер ее застройки появились дома знатных особ, вельмож, царских фаворитов, губернаторов. Вдоль улицы было множество церквей. С ростом Москвы кузницы были перенесены за город, а у Тверских ворот в XVII веке построен Страстной монастырь. Когда в 1775 году разобрали рассыпавшиеся от времени Тверские ворота и стены Белого города, а ров перед воротами засыпали, появилась Страстная площадь. Здесь же, напротив монастыря, вскоре был устроен первый московский бульвар Тверской, так называемый зеленый клуб аристократов.

В конце XIX начале XX веков на Тверской появляются модные магазины, гостиницы, рестораны, трактиры, доходные дома она все больше становится похожа на нарядную европейскую улицу. Кстати, в 1876 году ее начали асфальтировать. Правда, тогда главная улица Белокаменной была неширокой, всего 16 18 м, тесно застроенной 2 3-этажными особняками.

В 1824 году появилась новая площадь Триумфальная. Именно в том месте на протяжении нескольких столетий москвичи торжественно встречали армии, с победой возвращавшиеся с поля боя. Через триумфальные арки вошли войска Петра I, победившие шведов под Полтавой, а также войска Александра I после победы над Наполеоном.

Генеральная линия
Однако уже в первые десятилетия советской власти Тверская приняла самый тяжелый удар, отчасти превратившись в типичный сталинский проспект. Первой жертвой стал памятник Скобелеву, сооруженный в начале века. Затем были разрушены часовня Александра Невского и замечательный Страстной монастырь, находившийся на месте современной Пушкинской площади, там, где сейчас стоит памятник великому русскому поэту работы скульптора А.М. Опекушина.

Если бы всему этому наследию суждено было остаться в первозданном виде, она могла бы конкурировать со знаменитейшими европейскими улицами, такими как парижские Елисейские Поля, венская Мария-Хильфер-штрассе, лондонские Найтсбридж или Оксфорд-стрит...

В частности, на целых 50 м переместили во двор дома №6 четырехэтажный, декорированный в русском стиле отель Саввинское подворье (1907 год, архитектор И. Кузнецов), а дом, в котором сейчас находится Институт глазных болезней, не только передвинули, но и развернули фасадом в сторону Мамоновского переулка.

Но это были пусть и немалые, но единичные разрушения. Окончательно участь улицы решил печально знаменитый Генеральный план социалистической реконструкции Москвы, принятый в 1935 году. В ходе его реализации Тверская стала строительной площадкой для передовых идей. Руководствовались прямо-таки базаровским принципом: расчищали территорию для новой жизни методично и упорно, выпрямляя улицу и освобождая по ходу дела от ненужных наслоений минувших веков, казавшихся морально и физически устаревшими. Под каток попало большинство старинных зданий, мешавших расширению; часть же из них, по счастью все-таки уцелевшая, была передвинута в глубь дворов.

Классицизм, ампир и модерн уступили место сталинской застройке. Высвобожденное пространство заполнялось творениями архитектора Аркадия Мордвинова, одержимого идеей создать идеальный советский жилой дом. Проектировали дома на Тверской и другие московские архитекторы, такие как Парусников, Жуков и Андреев. В многоэтажных зданиях, как правило, имевших высокий цоколь, в нижних этажах размещались магазины, библиотеки, предприятия службы быта.

В 1939 году здание Моссовета также было передвинуто на 13,6 м, а затем надстроено двумя этажами.


В центре событий
В последние годы Тверская, как и прежде, многолюдна и нарядна. Витрины роскошных магазинов зазывают богатых клиентов. Рестораны, кафе, салоны красоты, выставочные залы, многочисленные кинотеатры и драмтеатры, музеи инфраструктура здесь на высшем уровне. И все же ни в одну реку не входят дважды. Каждый, кому приходится здесь бывать, знает: Тверская одна из самых непроезжаемых улиц столицы. Могут ли в таких условиях быть востребованы бутики, посетители которых передвигаются по городу только на личном транспорте и никак иначе? Престижные магазины переместились на Кузнецкий Мост, в Столешников и Третьяковский переулки, где не то чтобы свободный, но менее затрудненный трафик. Это не означает, что торговая история Тверской закончилась, но характер и направленность местных магазинов, безусловно, меняется.

С 1932 по 1990 годы улица носила имя пролетарского писателя Максима Горького, которого Сталин удостоил такой чести за то, что тот признал власть большевиков. Начиналась она от проспекта Маркса (улица Моховая) и заканчивалась у Белорусского вокзала, включала в себя нынешние Тверскую и 1-ю Тверскую-Ямскую. Длина составляла три километра. При массовом переименовании улиц в 1990 году старые названия ей были возвращены.

Главной улицей столицы ей уже не стать, подтверждает эту мысль Алена Бригаднова, руководитель отдела городской недвижимости компании TWEED. По крайней мере, в моем понимании главенства. А престижность уже есть, но не подобная Золотой миле. Тверская ценна другим. Такой центр событий существует в каждом мегаполисе. Его привлекательность обусловлена наличием ресторанов и баров, кофеен и забегаловок, активной ночной жизнью. Существуют люди, которые ищут именно этого, а не тишины и уединения. Вот для определенного круга лиц она и может быть самой важной в городе!

Многочисленные автомобили оказали и другую медвежью услугу: прилегающие жилые кварталы несовместимы с современными представлениями о комфортном проживании людей с высоким достатком. Десятилетия преобразований лишили ее и большинства интересных архитектурных образцов, традиционно привлекающих внимание покупателей элитной недвижимости. Так что едва ли она способна в этом отношении соперничать с Остоженкой или Арбатом.

Конечно, район Тверской и сейчас считается респектабельным местом, но в основном там селятся иностранцы, бизнесмены и другая публика, которая снимает жилье с определенными целями, но не считает его своим домом. Впрочем, на Тверской доживают и наследники тех, кто получил эти квартиры, будучи в составе советской номенклатуры, потомки высших чинов военных ведомств, ученых, деятелей литературы и искусства, партийных работников. Именно они поддерживают высокий статус жилого района, закрепленный им в прошлом.

Строительство жилых домов, тем не менее, ведется на Тверских-Ямских и небольших улицах, прилегающих к главной магистрали. Поскольку цены на землю здесь очень высоки, возводятся только элитные дома, которые спрятаны за фасадами зданий, стоящих на Тверской. Современный покупатель хочет жить в центре, но в домах, не стоящих на красной линии оживленной трассы. Из достойных проектов специалисты отмечают, прежде всего, жилой комплекс Четыре ветра, новые дома в Брюсовом, Дегтярном и Козихинских переулках, на многочисленных Тверских-Ямских, а также на Лесной и Большой Грузинской улицах.



Очень похожие публикации:
Послы заинтересовались Остоженкой
Принятый закон забраковали
Нарушения прав заемщиков будет рассматривать согласительная комиссия
Дом с видом на Восток
Малоэтажное строительство в России растет за счет самостроя
Слуги народа дали слухи народу
МАР зажигает «Московские звезды»


[t0.02]