Главная страница | Форум | Блокнот | Добавить запись | Регистрация

Главным хозяином на Никольской улице станет Церковь



Два с половиной года назад (2 1 05) Известия писали о Никольской как о самой проблемной исторической улице Москвы. Причем масштаб ее проблем пропорционален историческому и архитектурному масштабу ее памятников. Что изменилось за эти годы?


Общественный градостроительный совет при мэре Москвы одобрил концепцию развития владений N 7-15 по Никольской улице. Это территория Заиконоспасского, Николо-Греческого монастырей и бывшего Печатного двора (Синодальной типографии). Совет высказался за воссоздание собора Никольского монастыря и за постепенное возвращение всех зданий Русской православной церкви.

Сгоревший ресторан гостиницы Славянский базар (Никольская, 17, во дворе) остается пустующей руиной, о чем нельзя догадаться, глядя на уличный фасад Музыкального театра Бориса Покровского.


Исторический музей не только не отказался от планов перекрытия Монетного двора (N 5 по Никольской), но и представил на эту тему проект, который Известия оценивали отдельно (см. 1 0 08).

Стал памятником Расстрельный дом (дом Военной коллегии Верховного суда СССР, N 23), в защиту которого от сноса Известия выступали 2 0 0 Причем ценность дома уже не сводится к памяти жертв репрессий: реставраторы нашли в его составе старинные палаты.


Зато очередной ресторан занял аптеку Феррейна, которая, вопреки обещаниям, не вернулась в свое историческое здание (N 21). Известия не раз высказывались за то, чтобы функция, пережившая 1917 год, становилась предметом охраны памятника. Но главная городская аптека вообще исчезла.

Перейдем к памятникам, о которых говорилось на Общественном совете.


Половина Никольской улицы затянута строительными сетками, зеленый цвет которых давно стал знаком тревоги. Особенно тревожит судьба двух памятников - барельефов на углу Богоявленского проезда (Никольская, 8) и майолик в интерьере бывшего парфюмерного магазина Келлера (N 12), исполненных великим французским мастером модерна Эдуардом Ньерманом.

РГГУ присутствует и на территории Николо-Греческого монастыря (N 11-13). Градостроительный совет согласился с предложением Церкви воссоздать монастырский собор, снесенный в 1930-е годы. Собор, созданный Казаковым, был важнейшим элементом панорамы Китай-города, хотя в конце XIX века монастырские постройки заслонили его от Театральной площади на большую часть высоты. Юрий Лужков с подачи историка архитектуры Алексея Клименко предложил архитекторам поворчать над тем, как приподнять фундамент нового собора выше прежней отметки. Об усыпальнице Кантемиров, существовавшей в соборе, на совете не говорилось: прах знаменитого молдавского господаря князя Дмитрия в 1930-е годы передан Румынии, а могила его сына, поэта Антиоха, осквернена и исчезла.

Три архитектурных комплекса делят, без преувеличения, десятки арендаторов. Отметим ОАО Старград, которое едва не обрушило доставшийся ему Братский корпус Заиконоспасского монастыря (Никольская, 7, во дворе). Теперь, по сведениям Известий, правительство Москвы готово расторгнуть договор со Старградом, так что стеклянный торгово-развлекательный центр во дворе монастыря, когда-то согласованный Москвой, хочется думать, отменяется. Тем временем Учительский корпус (напомним, что монастырь занимала Славяно-греко-латинская академия, alma mater Ломоносова, Тредиаковского и Кантемира) по-прежнему делят РГГУ и ресторан Годунов. Ресторан явился сюда как субарендатор университетских помещений, но давно оформил арендные отношения непосредственно с городом. Сделали это и другие субарендаторы РГГУ. Мосимущество, согласившись с такой схемой, завязало на Никольской сразу несколько конфликтных узлов. Далее, один из уличных корпусов монастыря (N 7) принадлежит телевидению, которое и начиналось здесь в 1930-е годы. Лишь соборный храм Спаса Нерукотворного и второй уличный корпус (N 9) принадлежат Церкви. Над этим корпусом существовала колокольня, которую предстоит воссоздать.

В этом споре Юрий Лужков недвусмысленно занимает третью сторону - сторону Церкви. Мэр заявил о намерении в сотрудничестве с федеральным правительством постепенно выводить арендаторов из старых церковных владений.


На общественном совете стало ясно, что имущественный спор РГГУ и Церкви распространяется на Печатный двор (N 15). Со времен первопечатника Ивана Федорова он находился в ведении Церкви, к 1917 году он назывался Синодальной типографией. Ныне готический уличный корпус Типографии занимает Историко-архивный факультет РГГУ. Как и в Заиконоспасском монастыре, университет подселил субарендатора - ООО Ямикс, которое заняло древнейшую часть Печатного двора - Теремок XVI-XVII веков, помнящий первопечатника. Со временем Ямикс оформил аренду непосредственно с городом и вступил в конфликт с университетом. Теремок, стоящий во дворе, стал недоступен, а внешним проявлением конфликта служит пивной ресторан Кружка в подвале уличного университетского корпуса.



Очень похожие публикации:
Минобороны готовится к скупке жилья в Москве по рыночным ценам
Ипотечные уклонисты
Очередь на жилье сократилась
Первый студенческий доходный дом появится в Щербинке
Кемерово обгоняет Москву по уровню обеспеченности торговыми площадями на 1000 жителей
Почему номер в черногорском отеле может оказаться престижнее торгового центра в Лондоне
Тесная столица


[t0.0131]