Главная страница | Форум | Блокнот | Добавить запись | Регистрация

Столица от пробок не избавится никогда!



Не строим, а латаем
- Михаил Васильевич, еще Гоголь говорил: в России две беды - дураки и дороги. Неужели со времен классика так и не найдено никаких решений?


Когда в России наконец появятся нормальные дороги, как решить проблему пробок в городах и как с ними борются в развитых странах? Об этом Комсомолке рассказал ученый секретарь Московского автодорожного института, доктор наук Михаил Немчинов.

- Ого! Хороших дорог не увидят даже мои дети?


- Решения есть, другое дело, что строительство ведется не системно: в разных местах прокладываются отдельные кусочки длиной 20 - 50 километров. При том, что стране нужно 1,5 миллиона километров дорог общего пользования. При нынешних темпах строительства для достижения этой цели потребуется 130 - 150 лет.

- А сколько сейчас строится новых дорог?


- Все зависит от стратегии, которую выберет руководство страны. Московский автодорожный институт подготовил концепцию развития сети автомобильных дорог России. По нашим расчетам, страна должна строить до 20 - 25 тысяч километров в год. Это реально: в лучшие годы СССР дорожники сдавали по 10 - 12 тысяч километров. Если дорожная отрасль сможет набрать необходимый темп строительства, то дорожная проблема будет решена через 25 - 30 лет. Я до этого времени не доживу, но дети ваши точно по хорошим дорогам будут ездить.

- Почему же траты на дорожную отрасль растут многократно, а темпы строительства падают?


- В 2007 году - около 500 километров. Причем даже в 2004-м было сдано на 200 километров больше.


Ремонт через год
- В прошлом году Михаил Фрадков, в то время председатель правительства, отчитал министра транспорта Игоря Левитина за то, что выделенные деньги не осваиваются. Дорожная отрасль уже не может переварить инвестиции?


- Дорожники вынуждены в первую очередь латать старые дороги, а потом уже строить новые. Когда СССР разваливался, достраивали запроектированные участки. На содержание существующих трасс средств вообще не оставалось. Но их обязательно нужно ремонтировать раз в три-четыре года. Иначе дорогу придется не просто ремонтировать, а строить заново.

- Как скоро приходится ремонтировать такую зимнюю дорогу?


- Процесс выделения бюджетных денег зарегулирован. Пока средства дойдут до исполнителей, проходит полгода. Деньги у ремонтников появляются лишь в июле - августе. А как до этого момента дорожникам работать? Покупают материалы в долг, на кредиты - каждый начальник крутится как может. А когда бюджетные деньги все-таки приходят, начинается аврал, асфальт кладут и в дождь, и в снег, и в мороз. О каком качестве речь?

Наследство Гитлера до сих пор в строю
- Хорошо, сами не способны строить качественно, давайте доверим строительство иностранцам! Уж они-то всю Россию закатают в асфальт, были бы деньги...


- Бывает, что меньше чем через год. Другая беда - профессиональные кадры в дефиците, работа у них тяжелая. Поэтому набирают в бригады кого попало, в том числе и гастарбайтеров. А им плевать на качество. Бывает, подойду к дорожникам, смотрю, как работают, - ругаться хочется. А скажешь, что неправильно делают, того и смотри накостыляют.

- Может, это отдельный факт, а в Европе-то дороги качественные. Вдруг все-таки стоит позаимствовать какие-то технологии?


- Давайте тогда всю Россию разгоним, а работать в стране будут иностранцы! Все зависит от того, как организовать рабочий процесс. Да и не всегда то, что хорошо в Европе, оправдывает себя в России. У нас же своя специфика! Сдали европейцы участок трассы Москва - Минск. Построили, как в солнечной Италии: в расчете на теплую погоду. А чуть дожди или заморозки - дорога становится скользкой, транспорт бьется.

Все необходимые технологии в России есть. Сейчас ставка в нашей дорожной отрасли сделана на асфальтобетонное покрытие, которое разрушается уже через 5 - 7 лет. В Европе же используют цементобетон, который в 6 - 8 раз долговечнее. В Калининградской области используются дороги из цементобетона, которые были сделаны еще при Гитлере.

- Да не смотрите в рот иностранцам! Дорожникам по всему миру денег не хватает, но в развитых странах мира их вкладывают многократно больше, чем в России. Да и климат у нас подкачал. Проблема даже не в том, что разброс температур нередко от 30 тепла до 30 мороза. В России почвы с повышенной влажностью: вода поднимается вверх через дорожное покрытие, расширяется во время морозов и разрушает его.

- Использовали, но ограниченно. Тридцать лет назад асфальтобетон был более выгоден, чем цементобетон, к тому же в СССР был дефицит цемента. Сейчас этого бояться не стоит. Цементная отрасль на подъеме, а покупка новой дорожной техники окупится за счет более долгого срока эксплуатации дорог.


- А почему же мы не использовали эти технологии раньше?


- Не стоит на них надеяться. Даже в развитых странах мира объем платных дорог не превышает 3 - 5%. Причем на платных дорогах должна быть очень большая интенсивность движения. Для быстрой окупаемости трассы. На Филиппинах, например, сейчас строят платный автобан протяженностью около 200 километров. В сутки по нему будет проходить не меньше 350 тысяч автомобилей. А в России такой интенсивности движения не стоит ждать даже от платной дороги Москва - Питер, которую только собираются строить.

- Спасет ли ситуацию строительство платных дорог?


- Какие регионы уже подошли к дорожному кризису?


Машину сделают дорогим удовольствием


- Звучит как приговор. А как же план Лужкова, о котором он недавно рассказывал премьеру?


- Москва и Питер, хотя и в других городах - и не только миллионниках - проблема пробок выходит на первое место. Причем ни Москва, ни Питер эту проблему не решат, хотя облегчить ее можно.

- В новых столичных районах проблема пробок как-то учитывается?


- От чиновников уже ничего не зависит - раньше надо было думать. В России более плотная застройка, чем в других странах. В Нью-Йорке, например, средняя длина квартала не превышает 100 - 150 метров, поэтому на многих дорогах одностороннее движение. А в России этого обычно делать нельзя - длина квартала 300 - 500 метров. В Москве эту проблему должна была решить сеть дорог - радиальных дорог и хорд - трасс, пересекающих город по секущей, и это в свое время рассматривалось при разработке Генерального плана Москвы. Но место для хорд застроено многоэтажками, сносить их никто не будет.

- Чего же делать-то?!


- Новые районы вызывают новые тромбы в транспортных артериях. Посмотрите на Москву-Сити. Деловой центр еще не застроен, а проехать к нему уже невозможно. И так будет в каждом новом районе. Просто город не рассчитан на все возрастающий объем автомобилистов в Москве.

Личное дело
Михаил НЕМЧИНОВ. Родился в 1937 году в Москве. С 1962-го работает в Московском автодорожном институте (МАДИ). В настоящее время ученый секретарь МАДИ, профессор, доктор технических наук. Лауреат государственной Президентской стипендии выдающимся ученым России (1994 - 1996). Неоднократно отмечался госнаградами и почетными званиями.

- Городским властям придется идти на непопулярные меры. 80% жителей Нью-Йорка не имеют автомобилей, потому что это слишком дорого. Стоянка стоит десять долларов в час, но в городе довольно развита сеть недорогих такси. На центральных трассах города совсем нельзя останавливаться. А вы посмотрите, как паркуют автомобили на Тверской улице, в результате проезжая часть сужается.



Очень похожие публикации:
Покупателей сочинской недвижимости испугала неизвестность
Паевые фонды пошли на регистрацию
«Новая Апрелевка» предлагает квартиры для новых людей
Застройщиков могут освободить от НДС, увеличив штраф за обман дольщиков
Законопослушные хозяева квартир, сдаваемых в аренду, сами идут "сдаваться" в налоговую
Летняя аренда
ПИФы или ипотека: задачка для миллиона рублей


[t0.026]