Главная страница | Форум | Блокнот | Добавить запись | Регистрация

Тверскую заставу ждет реконструкция



Привычный облик площадь приобрела в начале прошлого века. В 1912 году на месте прежнего Смоленского вокзала был сооружен новый — Александровский. Небольшой сквер с памятником пролетарскому писателю Максиму Горькому появился здесь в 40-х годах после сноса первого жилого квартала Тверской-Ямской улицы.

Еще в ХIV веке через нынешнюю площадь Тверской заставы (бывшую площадь Белорусского вокзала) проходила дорога, соединявшая Москву со столицей Тверского княжества. Позднее через заставу стали проезжать караваны из государств Западной Европы. Первый вокзал, как и, собственно, сама площадь, здесь появился в конце ХIХ века, когда снесли Грузинский и Бутырский валы, а небольшой ручей, впадавший в речку Пресню, засыпали грунтом. Именно по его руслу и были проложены рельсы Московской железной дороги.

Кольцевой Streеt Rasing
Но москвичей больше волнует не внешний вид площади, а постоянные заторы автомобильного транспорта. Небольшое пространство у Белорусского вокзала, включая все прилегающие улицы, проезды и перекрестки, попросту не может справиться с потоками автомобилей. Шутка ли, на площади сходятся семь (!) улиц. Кроме машин площадь Тверской заставы — крупный пересадочный узел. Пассажиропоток с двух станций метро «Белорусская» — радиальная и кольцевая — в час пик составляет более 200 тыс. человек. Кроме того, сам Белорусский вокзал обслуживает за сутки более 14 тыс. пассажиров дальнего следования и свыше 70 тыс. — пригородных электричек.

Как ни прискорбно, но в настоящее время западные ворота Москвы выглядят далеко не импозантно. Бросается в глаза разноплановость зданий. Например, 11-этажный жилой «сталинский» дом довоенного периода, на котором заканчивается Тверская улица, совершенно не гармонирует со сложившейся застройкой начала века. Сохранившиеся малоэтажные здания на 1-й и 2-й Брестских улицах соседствуют с пустырями и многочисленными непрезентабельными магазинами постперестроечного периода. Заросшие бурьяном пустоши можно увидеть вдоль железнодорожных путей и даже у тротуаров улицы Бутырский вал.

Видит око


По мнению сотрудников ГИБДД, из-за недостаточной пропускной способности площади в утренние и вечерние часы «стоит» и Тверская улица от площади Маяковского до Белорусского вокзала. Вдобавок движение транспорта на прилегающих у площади четырех улицах — одностороннее, что создает много проблем для автомобилистов. В частности, для элементарного разворота водители вынуждены выезжать на площадь. А чтобы перестроиться на ней, например для проезда с Брестской улицы на Ленинградское шоссе, требуется пересечь пять рядов движения на стометровом участке. Это под силу только гонщикам «Формулы–1» и российским водителям, привыкшим к ежедневному столичному экстриму.

Неоднократно вопрос о реконструкции площади Тверской заставы обсуждался на заседаниях правительства Москвы, по результатам которых принимались соответствующие постановления. Но руководители строительного комплекса столицы... решали другие, более важные задачи. Лишь в начале нынешнего года московские власти провели конкурс на Архитектурно-планировочное и объемно-пространственное решение площади Белорусского вокзала (Тверской заставы). На суд жюри Архитектурного совета Москвы были представлены семь проектов (включая один внеконкурсный) реконструкции, подготовленные авторскими коллективами из ЦНИИП Градостроительства, РААСН, СМА, МНИИП, МАрхИ, Моспроекта-2 и Московского архитектурного центра.

О транспортных проблемах на площади у Белорусского вокзала и ограниченной пропускной способности улицы Горького впервые заговорили во время подготовки Олимпиады-8 Но городским властям все было «недосуг» заняться решением этой проблемы. Лишь с начала 90-х годов реконструкция площади была включена в Генеральный план развития города Москвы на период до 2020 года. В разделе «Основные направления развития и реконструкции исторического центра Москвы» было написано: «Генеральный план предусматривает регенерацию ценных элементов исторической застройки, а также максимальное сохранение сложившейся исторической планировки центра и его уличной сети». И далее: «Развитие функционального содержания исторического центра города предусмотрено в соответствии с его ролью как ядра системы общегородских центров г. Москвы. Формирование зон столичных и общегородских общественных центров намечается вдоль основных улиц и на базе главных узлов исторического центра, включая: активное развитие общественного каркаса во внешней зоне центра за счет реконструкции площадей Белорусского и Савеловского вокзалов».

Запланированная реконструкция площади Белорусского вокзала и прилегающих территорий по грандиозности замыслов сопоставима лишь с возведением небезызвестного Московского Сити. Действительно, если уж можно решить транспортную проблему на привокзальной площади, то чего не взяться за преобразование всего района? Архитекторы для устранения автомобильных пробок решили сделать не одну большую развязку, а построить вокруг вокзала несколько маленьких транспортных эстакад. В частности, связывающие привокзальную площадь с третьим транспортным кольцом. Сама привокзальная площадь и Бутырский вал станут... пешеходной зоной, под землей будет построен паркинг, бизнес-центр, появятся бутики и кафе.

Что будет!


Железнодорожные пути, которые сегодня проходят под мостом-путепроводом от Белорусского в сторону Савеловского вокзала, авторы проекта предлагают завести в тоннель глубиной от 5 до 12 м. А на их месте планируют построить транспортную магистраль, которая будет начинаться на пересечении Бутырского вала и 2-го Лесного переулка с последующим подъемом на эстакаду непосредственно над Белорусским вокзалом. Затем трасса разделится: одна ветвь дороги опустится на землю у Электрического переулка, другая соединится с третьим транспортным кольцом в районе Хорошевского шоссе.

Бутырский вал превратится в пешеходный бульвар, вдоль которого построят деловой центр, гостиницы, офисы и рестораны. Кстати, вывод транспорта, как надеются проектировщики, позволит провести тотальное озеленение всей территории района.

Когда начнется?
К сожалению, никто не может дать ответ на этот вопрос. Просто у властей на столь крупномасштабный проект денег нет. Стоимость проекта уже сейчас оценивается в 200 млн. Предполагается, что большую часть денег должны инвестировать частные инвесторы. «Вот когда бизнесмены сдадут деньги, тогда и начнется грандиозное строительство, — говорит один из авторов проекта, сотрудник Моспроекта-2 Алексей Сержантов. — Может быть, даже в этом году».

Все существующие повороты с 1-й Тверской-Ямской улицы и Ленинградского шоссе сохранят в неприкосновенности. Подъезд к вокзалу планируют сделать с улицы Грузинский вал. Одновременно на этой улице построят новый торговый комплекс.

По самым оптимистичным оценкам, реконструкция площади Тверской заставы завершится в 2007–2008 годах.


Руководитель строительного комплекса столицы Владимир Ресин уже подписал проект долгожданной реконструкции площади и одновременно Ленинградского проспекта. В ближайшие три года эту столичную автомагистраль должны расширить до 18 полос движения автотранспорта (по 9 в каждую сторону). При этом москвичам обещают построить 5 подземных переходов (чтобы освободиться от многочисленных светофоров на пешеходных переходах). Не приходится сомневаться, что при «расширении» ликвидируют последний трамвайный маршрут вдоль Ленинградки. Что взамен — пока неизвестно.



Очень похожие публикации:
Дачное спокойствие
Жилищные проблемы Москвы будут решать за счет Подмосковья
"Кремлевский" бизнес
63% москвичей мечтают круглый год жить на даче
Быть или не быть членом СНТ
Квартира в стиле будущего
Королев: космическая столица


[t0.0202]