Главная страница | Форум | Блокнот | Добавить запись | Регистрация

Закат палаточной эры



Дети подземелья
Борьба с антиархитектурными или вовсе незаконными сооружениями мелкорозничной торговли на московских улицах имеет долгую историю. Все началось с желания упорядочить деятельность палаток в столичных переходах. Еще в 1993 году по этому поводу появилось распоряжение правительства Москвы (№ 143-РП). В нем отмечалось, что центральную часть города буквально оккупировали коробейники. В 43 переходах без согласования с Москомархитектурой и Санэпиднадзором были установлены всевозможные киоски, которые затрудняли движение пешеходов, а при пожаре или других чрезвычайных ситуациях могли привести к несчастным случаям.

Когда-то территории у автобусных остановок и станций метро были девственно чистыми. Ничто не мешало созерцать красоты нашей столицы. Но в 1990-х появились ларьки, палатки, развалы, базары и прочие объекты мелкорозничной торговли. Аляповатые, построенные и функционирующие с нарушением всех мыслимых и немыслимых санитарно-гигиенических норм, они кормили и поили население по пути на работу, приучали детей к жевательной резинке с вкладышами, продавали пиво и сигареты несовершеннолетним. Но похоже, что золотой век палатки заканчивается.

Одними переходами дело не ограничилось. В 1997 году власти сделали следующий шаг. В Распоряжении мэра столицы № 383-РМ О мерах по упорядочению торговой деятельности в Московском метрополитене было отмечено, что отныне вопрос установки новых объектов (киосков, комплексов, палаток, павильонов, экспресс-буфетов) следует решать на конкурсной основе с учетом потребности в них. Правда, позднее, в 2004 году, городское правительство запретило размещение торговых точек, предприятий общепита и игорных зон на станциях метро и в 25-метровой зоне от наземных вестибюлей (за исключением реализации печатной продукции, медикаментов, театральных и проездных билетов).

Для начала определили перечень переходов, где возможна организация мелкорозничной торговли. Продавать товары с рук и лотков, за исключением реализации проездных билетов и периодики, столичные власти запретили. Киоски, размещенные в неустановленных местах и мешающие пешеходному потоку, были разобраны или снесены. Их место заняли аккуратные вновь построенные торговые точки, аренду помещений в которых контролировало городское правительство.

Власти не обошли вниманием и стихийно сложившиеся рынки, представляющие собой скопление палаток. Работа по их облагораживанию и сносу незаконно построенных киосков продолжается до сих пор.


Выход на поверхность
После подземки борьба с ларьками активизировалась и на поверхности. В 2001 году было разрешено строительство остановочно-торговых модулей, состоящих из павильона для пассажиров и примыкающего к нему магазина. Основанием послужило Распоряжение мэра Москвы № 258-РМ Об упорядочении деятельности по обустройству остановочных пунктов наземного городского пассажирского транспорта. Новые объекты возводили уже и за счет средств инвесторов. Владельцу такой точки был гарантирован постоянный поток покупателей. Все сооружения на остановке и в десятиметровой зоне следовало размещать в соответствии с утвержденными схемами. К 2005 году по всей маршрутной сети наземного городского транспорта Москвы было смонтировано 1,2 тыс. частных остановочно-торговых модулей.

Стратегия борьбы
Первым комплексным документом, регулирующим деятельность объектов мелкорозничной торговли, стал принятый в 1996 году Закон г. Москвы № 7-18 О порядке подготовки предложений и выдачи разрешений на размещение и дальнейшую эксплуатацию объектов мелкорозничной торговли и услуг. Он написан в духе 1990-х. Например, в документе содержалось положение о недопустимости взимания каких-либо других платежей, кроме налоговых и еще нескольких московских сборов. Это была попытка защитить предпринимателей от рэкета и взяточничества, а город от нагромождения построек, возведенных с нарушением установленных норм.

В особую категорию выделены летние кафе и места торговли бахчевыми (арбузами, дынями). Поскольку это временные конструкции, то здесь существуют различные подходы к оформлению земельно-правовых отношений (и соответственно к уплате земельного налога), а также специальные требования, предъявляемые к сезонным сооружениям московскими архитектурными службами. Понятно, что негармоничные летние кафе, например, могут изрядно подпортить вид Старого Арбата, где спрос на столик под зонтиком наиболее высок.

Наконец, в 2003 году столичное правительство приняло Постановление № 344-ПП Об упорядочении организации работы и размещения объектов мелкорозничной сети на территории города Москвы. В нем сформулированы требования к работе объектов мелкорозничной торговли, питания, бытового обслуживания и предлагаемому ассортименту товаров. Был установлен контроль за соблюдением санитарно-эпидемиологических норм, а также определен порядок разработки схем расположения передвижных средств развозной и разносной торговли, питания, бытового обслуживания, летних кафе. Борьба с незаконно установленными (вне утвержденных схем и без оформления земельно-правовых отношений) ларьками и палатками набирала обороты.

Несмотря на принимаемые меры, в начале 2000 года ситуация с организацией мелкорозничной торговли была, как и прежде, неудовлетворительная. Имели место, причем неоднократно, нарушения правил торговли, санитарных и противопожарных норм, нерациональное расположение объектов, несанкционированная торговля с лотков и т. д. и т. п. Дело осложняло и то, что в течение трех лет было принято множество подзаконных актов, регулирующих установку палаток и ларьков различного профиля на территории столицы.

Как построить ларек
В начале 1990-х годов строительство целого ряда киосков, павильонов и комплексов было проведено без оформления земельно-правовых отношений и рассмотрения Москомархитектурой проектных решений. Имели место многочисленные факты согласования исходно-разрешительной документации с отступлениями от действующих санитарных, противопожарных и других норм и правил. При предварительном рассмотрении вопросов сооружения объектов мелкорозничной торговли не учитывались целесообразность их размещения на выбранной территории, возможность подъезда и разгрузки транспорта, права граждан и условия их проживания, что вызывало справедливые жалобы жителей столицы. Не осуществлялся надзор за соответствием выполняемых строительных работ утвержденному проекту. Внешний вид, оформление многих объектов не удовлетворял эстетическим требованиям, не уделялось внимания благоустройству прилегающей территории.

В 2004 году вышло Постановление правительства Москвы № 29-ПП Об очередных мерах по упорядочению работы и размещению объектов мелкорозничной сети на территории города Москвы. Согласно новым требованиям городских властей, павильоны и киоски следовало устанавливать на основе краткосрочного (до пяти лет) договора аренды земельного участка. (Это позволяет чиновникам периодически пересматривать целесообразность существования того или иного объекта на отведенной для него территории.) Кроме того, в договоре аренды требовалось (и это актуально в настоящее время) обязательно указывать специализацию киоска, которую невозможно изменить без повторных согласований.

Палатки и павильоны, как правило, представляют собой некапитальные сооружения, то есть не имеют фундамента и подземных помещений. Однако это не значит, что для их возведения не требуется никаких согласований. Размещение, проектирование и строительство подобных объектов в столице производится в соответствии с действующими СНиП, утвержденными Постановлением Госстроя СССР от 1 0 89 № 78, а также Нормами и правилами проектирования планировки и застройки Москвы МГСН 01-9

Для того чтобы направить стихийный процесс возведения палаток в законное русло, в 1998 году было принято Распоряжение мэра Москвы № 299-РМ О дополнительных мерах по упорядочению размещения и строительства некапитальных объектов на территории г. Москвы.

Для того чтобы возвести палатку, необходимы разрешение префекта административного округа, договор аренды и комплект исходно-разрешительной документации. Потребуется и градостроительное заключение на установку ларька, которое нужно согласовать со множеством инстанций в зависимости от назначения сооружения, а также заключение экологической экспертизы.

Любые объекты мелкорозничной торговли, при возведении которых нужно закладывать фундамент, подводить инженерные коммуникации, проектируют и строят в порядке, установленном для капитальных зданий и сооружений. В этом случае требуется получить заключение по проектной документации в Мосгосэкспертизе, разрешение на производство строительно-монтажных работ в инспекции Госархстройнадзора и ордер на производство земляных и строительных работ в Объединении административно-технических инспекций.

Не так-то просто разместить торговую точку даже на тротуаре. На вылетных, кольцевых и радиальных магистралях городского значения его ширина должна быть не менее 4,5 м и 3 м для остальных улиц, чтобы не затруднять движение пешеходов. Запрещено ставить палатки на газонах, цветниках, детских площадках, в арках зданий, ближе 20 м от окон зданий. Особо стоит отметить, что палатки и прочие торговые объекты запрещено располагать у стационарных предприятий, рынков (в 50-метровой зоне от периметра сооружения), за исключением объектов распространения печатной продукции.

Понятно, что не везде можно поставить павильон, палатку или летнее кафе. Так, ограничено их размещение в охранных зонах памятников истории, культуры и архитектуры, в историческом центре, на территориях, занимаемых зелеными насаждениями, в водоохранных зонах.

Владельцы ларьков обязаны обеспечить постоянный уход за их внешним видом: содержать в чистоте и порядке, своевременно красить и устранять повреждения в остеклении, вывесках, фасадах. Уборку и поддержание чистоты на территории объектов и на расстоянии 5 м (а в парках 10 м) от них, уход за газонами и зелеными насаждениями также обеспечивают арендаторы и владельцы.

Внешний вид ларьков должен отвечать архитектурно-художественным требованиям, гармонировать с окружающей застройкой и не противоречить интересам жителей прилегающей территории. При выборе проектов московские власти сочтут предпочтительным разместить на одном земельном участке не набор киосков разной специализации, а различные мини-маркеты, мини-рынки и торговые ряды. Не допускается принятие в эксплуатацию объектов мелкорозничной торговли без благоустройства прилегающей территории.

В соответствии с Постановлением схемы расположения объектов мелкорозничной сети, на которых указано местонахождение каждой палатки, ее специализация и период размещения, утверждаются специальной Межведомственной комиссией по вопросам потребительского рынка при правительстве Москвы.


Задача-максимум
В истории палаточно-ларечного движения 2006 год в столице ознаменовался принятием нового документа Постановления правительства Москвы № 274-ПП Об упорядочении размещения объектов мелкорозничной сети на территории города Москвы. Буквально в мае нынешнего года в него внесли существенные изменения и дополнения. В частности, запрещено устанавливать новые киоски и павильоны, за исключением территорий с низкой обеспеченностью предприятиями потребительского рынка и услуг. Похоже, что на этот раз московские власти поставили задачу-максимум избавиться от наследия 1990-х и очистить город от лишних палаток.

В схемы размещения объектов мелкорозничной сети включают буквально все места, где что-то продают: тележки, лотки или палатки по реализации периодической печатной продукции, книг, сувениров, изделий народных промыслов, цветов, овощей, фруктов, мороженого, прохладительных напитков, кваса, в том числе в розлив, елочные, новогодние и школьно-письменные базары, специализированные автомагазины, автокафе, летние кафе, бахчевые развалы, емкости и цистерны по реализации кваса и молока, объекты по приему стеклотары, торговые автоматы, пункты реализации проездных билетов и т. п.

Схемы разрабатывают районные управы: ГУП Гормост для подземных переходов; столичный Департамент транспорта и связи для пунктов реализации билетов и ГУП Московский метрополитен для подведомственных территорий. Перед тем как представить их комиссии, схемы согласовывают с целым рядом инстанций (в их числе Москомархитектура, Объединение административно-технических инспекций, МЧС, служба по надзору в сфере защиты прав потребителей, ГУВД, Департамент земельных ресурсов города, Департамент природопользования и т. д.). Срок действия такого документа один год.

Руководствуясь схемами расположения объектов мелкорозничной сети, столичные власти в 2006 2007 годах провели инвентаризацию всех киосков и отдельно стоящих павильонов. Было проверено соблюдение требований по целевому использованию земельных участков, размещению, внешнему виду объектов для принятия решения о целесообразности их дальнейшего функционирования.

На каждом объекте в течение всего времени работы следует держать оригиналы и копии целого ряда документов, включая разрешение на размещение, договор аренды и другие, и предъявлять их по требованию органов государственного контроля (надзора).

Кстати, теперь разрешения выполнены по единому образцу и выдаются префектурами административных округов Москвы через службу Одного окна. Информация об этом поступает в базу Система информационного обеспечения потребительского рынка, что значительно упрощает контроль за любым объектом мелкорозничной торговли.

Уже сейчас многие недосчитались привычных киосков, где покупали пирожки, блинчики, напитки и прочие товары. Дело в том, что власти не станут сносить только остановочно-торговые модули, киоски по реализации печатной продукции, мороженого, проездных билетов, информационно-кассовые порталы и ряд объектов быстрого питания, перечень которых утвержден мэром Москвы (всего 20 наименований). Продление договоров аренды для перечисленных объектов будет происходить не автоматически, а после рассмотрения целесообразности их расположения на конкретной территории. Не вошедшие в этот список киоски и палатки по окончании срока действия договоров аренды, который сейчас не превышает пяти лет, будут удалены с остановок, а на размещение новых объектов разрешения владельцы и арендаторы не получат.



Словом, столичные власти хотят создать современную модель палаток и киосков, которая бы гармонично дополняла стационарную сеть магазинов, а не заменяла ее, как в 1990-е годы. Товар (или услуга) в системе палаточного ретейла не должен нуждаться в особых условиях хранения, производства и продажи.



Очень похожие публикации:
Историю квартиры расскажут всем желающим
Новации в Земельный кодекс не решат проблем кадастра
Основной рост цен на элитную загородную недвижимость произойдет в сентябре
Столичный департамент градостроительной политики поделили между заместителями
Мэрия готова оспорить в КС закон о льготах при приватизации помещений
Северный округ Москвы: Генплан подскажет
На востоке Москвы сформируются новые крупные общественные центры


[t0.0115]