Главная страница | Форум | Блокнот | Добавить запись | Регистрация

Подземный капитализм



По мнению начальника Московского метрополитена Дмитрия Гаева, ничего плохого в частном инвестировании московского метростроя нет - тем более что бюджетного финансирования явно не хватает, а программу развития столичного метрополитена до 2015 года (она была принята в 2002 году и предусматривает строительство почти 100 км подземных магистралей) надо выполнять:

В конце марта руководство столичного метрополитена планирует вынести на обсуждение городского правительства программу внебюджетного финансирования метростроения в Москве. На откуп частному капиталу определены 4 участка, станции которых планируют ввести в строй уже через несколько лет. Из-за длительной окупаемости и отсутствия четкого земельного законодательства массовых инвесторов под землю привлечь не удастся, однако некоторые крупные фирмы готовы вкладывать сотни миллионов рублей в строительство собственных станций и даже линий столичной подземки.

И, тем не менее, любители амбициозных подземных проектов в Москве есть. По информации из источников в московской мэрии, сейчас прорабатывается 10 проектов привлечения инвесторов в метрополитен - за деньги, вложенные в строительство станций и перегонов, инвесторы получат приоритетные права долгосрочной аренды надземных сооружений метрополитена. К примеру, президент компании "Крокус" Араз Агаларов сообщил "Известиям", что его компания будет участвовать в строительстве новой станции Митинской линии метро на пересечении Волоколамского шоссе и МКАД. По предварительным оценкам, прокладка неглубокого тоннеля и постройка сооружений обойдутся инвесторам в сравнительно скромную сумму - 400 млн руб. За эти деньги Агаларов надеется получить гарантированный приток посетителей в грандиозный торговый комплекс "Крокус-сити" (его постройка, по некоторым данным, обошлась инвесторам более чем в 5 млрд руб.).

- Во всем мире существует практика привлечения частных инвесторов в метро, - сообщил во вторник Дмитрий Гаев "Известиям". - Это нормально, но в нашей стране широко это может развиться только когда будет принят закон о земле и появится реальная собственность на земельные участки. Пока предложения по финансированию строительства сооружений метро исходят от самих инвесторов. Но их еще недостаточно, чтобы в полном объеме проплатить все работы.

Разумеется, частное метро строится не для частных поездок инвесторов. Оно войдет в действующую структуру метрополитена, и пользоваться им смогут все пассажиры столичной подземки за обычную плату.


Проекты по финансированию станций метро есть и у компаний "Ингеоком", и ОАО "Сити". Первые собираются застроить в 2004 году Триумфальную площадь, прокопав заодно второй выход из метро "Маяковская" (стоимость работ - $7,5 млн), вторые будут участвовать в программе метростроя по линиям мини-метро от "Москва-Сити" до "Шереметьева" с участком глубокого залегания между "Петровско-Разумовской" и ж/д платформой НАТИ (общая стоимость проекта - $170 млн). На частные средства уже строится новый переход к станции метро "Арбатская", а в начале мая откроется построенная с привлечением частного капитала станция "Парк Победы".

Начальник Московского метрополитена Дмитрий Гаев: На деньги инвесторов все объекты не построить...


Впрочем, до сих пор проекты коммерческого метрополитена заканчивались в России плачевно. Пионером частного метростроения в России считается известный офтальмолог Святослав Федоров. Еще в начале девяностых он начал строить собственную линию мини-метро из подмосковного хозяйства Протасово, принадлежащего МНТК "Микрохирургия глаза", в здание своего медцентра. По идее сотрудники клиники могли пользоваться подземкой, чтобы добираться с работы прямо на дачу, и наоборот. Грандиозный проект канул в лету после гибели его автора. Сегодня работает только станция мини-метро в Протасове, да и то не по прямому назначению. Это мрачноватое темное помещение размером со школьный спортзал расположено аккурат под коровником на глубине в несколько метров. Как объяснили корреспонденту "Известий" местные фермеры, станция из-за системы кондиционирования и удобного расположения идеально приспособлена... под выращивание шампиньонов и вешенок.

- Частный инвестор в метро - это перспективно?


О том, как будет реализована городская программа развития метрополитена до 2015 года, о новых станциях и объемах перевозки пассажиров начальник Московского метрополитена Дмитрий ГАЕВ рассказал корреспонденту "Известий" Борису УСТЮГОВУ.

- Но технически эти станции будут по-прежнему принадлежать городу?


- Пока я в частные инвестиции не верю, хотя технически это возможно. К примеру, на Строгинской ветке в районе Мякининской поймы. Инвестор, "Крокус интернешнл", платит деньги - мы строим. По той же схеме мы работаем с инвесторами, которые делают новые выходы из "Арбатской" и "Маяковской". Естественно, инвесторы не смогут за свои деньги построить все объекты. К примеру, по "Маяковской" мы выручили от инвесторов 200 млн руб., а стоимость станции была 800 млн. Основные работы профинансированы из бюджета метрополитена. Но в опытном порядке элементы привлечения частных денег для строительства метро уже реализуется. Сейчас мы готовим официальную программу по привлечению таких средств. 31 марта по регламенту мы представим эту программу в правительство Москвы. Одновременно подготовим четыре стартовых участка - это Мякининская пойма, "Парк Победы", станция "Минская", "Славянский бульвар". Эти станции имеют своих инвесторов по освоению площадки сверху.

- Чем, кроме увеличения протяженности маршрутов на 80 км, привлекательна программа развития Московского метрополитена? Существует ли предел пропускной способности московского метро и когда он будет достигнут?


- Конечно. Инвестор платит деньги за выкуп участка на правах аренды на 49 лет - это же не собственность. К тому же строить станции, перегоны и эксплуатировать их будет сам метрополитен по единым стандартам. Инвестор использует только наземные сооружения. Городу и метрополитену это выгодно - особенно если вырученные деньги не просто растворить в бюджете, а направить конкретно на строительство метро помимо прямого бюджетного финансирования.



Очень похожие публикации:
Инвестирование строительства. Особенности заключаемых договоров
Жилья строится все больше
Сокол и Аэропорт — районы Северного округа Москвы
Почему медленно развивается ипотека – Николай Шитов
Лес не должен быть частным
Вглубь, в земельную историю
Что мешает развитию ипотеки в России?


[t0.0146]