Главная страница | Форум | Блокнот | Добавить запись | Регистрация

Вглубь, в земельную историю



Долой госмонополию!


Новая "земельная история" постперестроечной России развивалась весьма бурно, хотя и достаточно неоднородно. Официальным началом земельной реформы принято считать 1991 год - год вступления в действие одноименного закона.

В 2001 году в действие вступил новый Земельный кодекс, на этот раз Российской Федерации. Но "земельную проблему" это по-прежнему не решило. Да и то, о чем писали газеты в 1993 году, не потеряло своей актуальности. По словам Инессы Полубениной, судьи Высшего арбитражного суда, "земельный кодекс долго ждали, но наши надежды он оправдал не полностью. Его нормы не в полной мере корреспондировались с Гражданским, Градостроительным кодексами. Возник вопрос о том, какой закон считать приоритетным. Формирование судебно-арбитражной практики было вынуждено пойти по пути толкования существующего законодательства".

Земельный закон отменил государственную монополию на землю, допустив возникновение частной собственности на земельные участки "граждан и коллективов", правда, с рядом ограничений, в основном касающихся сделок с землей. Их отменила новая российская Конституция. Действовавший тогда Верховный Совет РСФСР принял еще множество Законов: "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", "О социальном развитии села", и главное, Земельный кодекс РСФСР. Но даже в то время признавалось, что эти законы не только не были взаимоувязаны между собой, но также и не подкреплены нормативными актами, необходимыми для их осуществления. Российская пресса писала в 1993 году: "Противоречивость норм, регулирующих земельные отношения в России, зачастую ставит правоприменителя в тупик, так как он должен гадать, какую же норму ему использовать. Подобные противоречия зачастую ведут к злоупотреблениям со стороны должностных лиц".

Некоторые эксперты-практики, тем не менее, утверждают, что нормально "работать с землей" можно и на основе существующего законодательства. Парадокс заключается в том, что множество проблем правового характера не имеют сегодня нормативного разрешения. Соответственно, правоприменительная и даже судебная "земельная" практика невероятно сложны. В противоречие с существующим Земельным кодексом вступают сегодня более 50 других правовых актов. Поэтому реформирование продолжается. В частности, совсем недавно Госдумой был одобрен в первом чтении законопроект "О внесении изменений в законодательные акты РФ в связи с принятием Земельного кодекса".

Работать можно, но сложно


"Лишний титул" отменить нелегко


Если ранее Правительство России вносило проект о внесении изменений и дополнений только в Земельный кодекс, то сейчас речь идет уже о реформировании земельного законодательства. Одна из главных целей - снять противоречие между тем, как сегодня трактуется судьба строений и земельных участков под ними в Гражданском и Земельном кодексах. Хотя, по мнению специалистов, эта проблема отпадет сама собой, когда будет создан единый объект государственной регистрации: земельный участок плюс строение на нем. Как ожидается, подобные изменения в законодательстве произойдут в ближайшее время. Основной их тормоз: до сих пор не сформирована единая методика регистрации. К тому же неясно, что будет с прежде выданными документами: ранее преемственность объекта регистрации прописывалась в законе "О введении в действие Земельного кодекса", но тогда речь шла только о земельном участке. Теперь, по сути, создается совершенно новый объект - и объект очень сложный. Вопрос о том, как будет происходить переоформление, вызывает серьезную обеспокоенность специалистов.

Понятно, что, владея землей на правах собственника, предприятие имеет гораздо больше прав, поэтому оно прямо должно быть заинтересовано в переоформлении. Однако если такого интереса не возникает, то реально противостоять этому нежеланию власти сегодня не могут. Срок переоформления был продлен на два года. У специалистов не вызывает сомнения, что он будет пересматриваться еще несколько раз.

В качестве "свежего" примера, мягко говоря, неудачного исполнения закона можно привести переоформление прав постоянного (бессрочного) пользования на землю для юридических лиц, в частности, стоящих на этой земле приватизированных предприятий. Из множества титулов на землю для них решено было оставить только два: собственность или аренда. Закон "О введении в действие Земельного кодекса" установил для этих целей крайний срок - 1 января 2004 года. Однако по статистике, реально было переоформлено не более 30% земельных участков. Это и неудивительно, ведь никакого наказания за нарушение установленных законом сроков предусмотрено не было. Поэтому те предприятия, у которых не было свободных средств для проведения этой весьма недешевой процедуры, попросту игнорировали требования закона.

Другой очень важный аспект реформирования земельного законодательства: изменение системы разграничения государственной собственности на землю. По существующему сегодня одноименному закону вся российская земля должна быть разграничена на федеральную, субъектов федерации и муниципальную. Но описанная в законе процедура слишком громоздка и сложно осуществима на практике. К тому же, проведенное разграничение не приносит никакого дохода (естественно, что ни государство, ни муниципалитеты за землю у нас не платят).

Разграничение собственности


К тому же возникает ряд вопросов, каким образом будут предоставляться земельные участки, не прошедшие процедуры разграничения? Сегодня ими распоряжаются органы местного самоуправления. Разумеется, исключение составляют земли лесного фонда и т.п. земли, которые, безусловно, относятся к федеральной собственности. Но вообще-то государственная собственность на землю должна определяться законом, а не в результате разграничения. К сожалению, сегодня сложилась практика, что муниципалитеты действуют так, как будто они руководствуются еще старым Земельным кодеком РСФСР, который относил право госсобственности на землю органам местного самоуправления. И они это право реализовывали в полной мере. К примеру, сдавая в аренду федеральные земли.

Сейчас рассматривается новая редакция этого закона. Было найдено оригинальное решение: разграничение будет производиться при предоставлении участка в частную собственность или аренду. Понятно, что делается это для того, чтобы было понятно, в чей бюджет должен направляться доход от данной сделки. Будет создана постоянно действующая комиссия, которая и будет заниматься этими вопросами. Однако, по мнению некоторых экспертов, на деле это обернется лишь введением еще одного согласования при предоставлении земельного участка. Процедура, которая в настоящее время и так занимает более года, будет длиться еще дольше. К тому же, она станет еще дороже для заказчика. По идее, оплачивать и кадастрирование, и разграничение должен собственник земли в лице государства. Получается, что своей властью оно заставляет потенциального собственника (или арендатора) платить за исполнение своих функций.



Очень похожие публикации:
Кредит о двух концах
Снести исторический дом стоит 2,2 миллиона?
Переезд века
Балашиха: жизнь в лесу
Снос как приговор
Государство построит дороги за частные деньги
Владимир Яковлев объявил ипотечное ускорение


[t0.0141]