Главная страница | Форум | Блокнот | Добавить запись | Регистрация

Город солнца



В далекие 1930-е годы главный выставочный центр страны должен был стать чем-то более значительным, нежели просто Всесоюзной сельскохозяйственной выставкой (ВСХВ). Руководство страны приказало возвести настоящий город мечты, который олицетворял бы всю мощь и лучшие достижения советской империи. Жителям Советского Союза выставка должна была внушать гордость за свою родину, а иностранцам – чувство уважения к СССР. Сегодня нет ни СССР, ни ВСХВ-ВДНХ… Но идея города-мечты осталась.

Связь эпох на ВВЦ отсутствует. Выставка живет сама по себе, с очень слабой перспективой снова стать лицом страны

Для города мечты было выбрано красивое место на северо-востоке Москвы, где в XVIII в. располагалось Останкинское поместье графа Шереметьева. Поместье некогда занимало огромную территорию в 1000 га. Протекала там река Каменка, были пруды. Позже 360 га этой территории занял Главный ботанический сад Академии наук СССР, 76 га было отдано парку культуры и отдыха им. Дзержинского, а на 136 га возвели главную выставку СССР.

ГлавВыставка


Рядом с Главным павильоном на башне высотой 50 м установили эмблему выставки – грандиозную скульптурную группу высотой 13 м, изображающую тракториста и колхозницу, высоко поднявших над головами золотистый сноп пшеницы. Эта статуя была копией скульптуры, украшавшей павильон Советского Союза на Парижской международной выставке «Искусство и техника в современной жизни» в 1937 г.

Вход на выставку был выполнен с стилистике древнеримских триумфальных арок. Прошедший через арку человек попадал на центральную аллею, ширина которой составляла 15 м. Аллея шла от Административной площади к самой большой на выставке Площади колхозов. По обеим сторонам аллеи были установлены тракторы и другие образцы продукции социалистической промышленности. На Площади колхозов по центру располагался Главный павильон – монументальный белокаменный дворец с красивой колоннадой. Его фасад был украшен гербом Советского Союза и гербами союзных республик.

Были построены некоторые павильоны и в совершенно иной стилистике. Например, на второй по величине площади выставки – Площади механизации – главное здание было сооружено из бетона, стали, стекла и перекрыто 40-метровой аркой. На выставке также построили цирк, зеленый театр, кафе, рестораны, симфоническую эстраду и два кинотеатра. В прилегающем к ВСХВ большом старинном парке была разбита зона отдыха. Там открыли разные аттракционы: парашютную вышку, колесо обозрения, комнату смеха, карусели, а для детей был создан городок с площадками для игр.

На аллеях, прилегающих к Площади колхозов, возвели павильоны 15 союзных республик, а также 12 павильонов краев и областей. Все эти павильоны были построены в духе сталинского ампира. Они представляли собой величественные белокаменные дворцы с изящными колоннами, витражами, фресками. Но вместе с тем каждый павильон отличался самобытностью благодаря использованию в архитектуре национальных мотивов. На павильоны нельзя было не любоваться. Так и было задумано: СССР долен был олицетворять что-то непременно возвышенное, прекрасное, но вместе с тем и подавляющее. Недаром искусство того времени окрестили «тот-артом».

Всего на ВСХВ построили более 240 строений и павильонов. К ним вели многочисленные аллеи, дороги и дорожки, которыми была пронизана выставка. Начиная с ранней весны, ВСХВ утопала в зелени и цветах. Более того, на главной выставке страны посадили образцы растительности со всего СССР. Выставка цвела, ее даже называли городом-садом.

В городе мечты возвели и вовсе непревзойденные архитектурные творения – огромные фонтаны, по величине самые большие, а по конструкции – самые сложные в мире. На Площади колхозов был построен фонтан «Дружба народов», изображающий колхозниц в национальных костюмах, которые ведут праздничный хоровод. Скульптуры девушек были выполнены из бронзы с тончайшим золотым покрытием. В центре композиции – большой сноп из гранита и позолоченной бронзы. Фонтан был задуман не статическим, а подвижным. В течение часа автоматика на задвижках может менять 15 водяных фигур. Чтобы усилить впечатление от фонтана, его оснастили и декоративной подсветкой. «Дружба народов» каждую секунду выбрасывает более тонны воды. Высота самых больших его струй достигает 20 м, что примерно равно высоте восьмиэтажного дома.

ВДНХ всегда была символом Советского Союза и, словно зеркало, отражала лучшие достижения всех отраслей промышленности, науки, сельского хозяйства, порой даже искусства. Не удивительно, что с гибелью СССР пришла в упадок и выставка. Тем более что она олицетворяла эпоху, с которой некоторые стремились распрощаться раз и навсегда. В 1992 г. ВДНХ переименовали во Всероссийский выставочный центр (ВВЦ).

Из дворца в скворечник


Поделив выставку, власти благополучно о ней забыли, а между тем на ее содержание по-прежнему требовались немалые суммы. Руководство ВВЦ пошло на очевидный шаг: заставило принадлежащие им площади работать, правда, не так как раньше, а в духе нового времени. Часть павильонов была сдана в аренду, а на дорогах разрешили установить маленькие торговые павильончики, т.н. «скворечники», они же – палатки.

Не забыли и поделить добро выставки. Чтобы было легче делить, ВДНХ «перерегистрировали» в государственное акционерное общество «Всероссийский выставочный центр» - такую правовую форму, которой в Гражданском кодексе нет и никогда не было. Федеральное правительство взяло себе львиную долю этого «чуда» - 69,79% акций, а московским властям пришлось довольствоваться жалкими 30,21%.

Но самое интересное произошло в 1999 г., когда власти решили проверить сами себя и организовали на ВВЦ проверку. Инициаторами сего действа стали Госдума и Счетная палата РФ. Вот последняя и подсчитала в ВВЦ все, что поддавалось исчислению. Причем было решено проверить не только финансовое состояние, но и «определить целесообразность и законность существования действующей организационно-правовой формы ГАО «ВВЦ» (цитата из отчета Счетной палаты РФ). И это после семи лет успешного существования несуществующей правовой формы! Заслуживает уважения и список разного рода документов и постановлений, следование ВВЦ которым проверялось: 46 документов. Проверка не прошла впустую: Счетной палате удалось выявить с десяток различных нарушений, связанных в основном с бухгалтерией и документами.

В результате ХХ в. ВВЦ закончил не столько как выставка, сколько как огромный торговый центр. В 1990-е гг. появились у ВВЦ и конкуренты, гораздо более успешные по части организации современных выставок: КВЦ «Сокольники» и «Экспоцентр» на Красной Пресне. В 1998 г. Выставка вошла в состав ТЕОС – территориальной единицы с особым статусом. Помимо ВВЦ, ТЕОС под названием «Шереметьевский» включала в себя Ботанический сад, парк «Останкино» и музей-усадьбу «Останкино».

Себя показать


Одно из нарушений заключалось в том, что аккурат за 10 месяцев до проверки был уничтожен сводный бухгалтерский отчет и баланс ВДНХ на 1 июля 1991 года вместе с 38 отчетами и балансами предприятий ВДНХ. Не уничтожь руководство ВВЦ «вовремя» эти документы, глядишь, нарушений было бы найдено гораздо больше. Проверяющим также не удалось оценить и финансовое состояние ВВЦ, поскольку не велось сводной бухгалтерской отчетности, где были бы учтены итоги деятельности дочерних и независимых организаций, работающих на ВВЦ.

Но пока длилось соревнование, успели составить план реконструкции ВВЦ, согласно которому до 2010 г. надо было возвести до 150 тыс. кв.м новых выставочных площадей и отремонтировать 170 тыс. кв.м старых. Объем затрат оценили в $4 млрд. Однако после того, как власти намекнули, что таких денег ВВЦ не видать, смету расходов пересчитали, и оказалось, что ВВЦ можно отреставрировать и за $2 млрд – кстати, в такую же сумму тогда оценили доход ВВЦ от проведения ЭКПО-201 Некоторые статьи расходов этой сметы приведены в таблице. Федералы, которые с 1989 г. ни копейки не вкладывали в ВВЦ, пообещали дать $557,5 млн, а столичные власти - $697,7 млн. Кроме того, предполагалось привлечь средства сторонних инвесторов.

Выставка на время стала объектом внимания федеральных и московских властей, а за ними и прессы лишь в 2000 г., когда Москва была одним из кандидатов на проведение крупнейшей международной выставки ЭКСПО-201 Тогда вдруг вспомнили, что ВВЦ обязан быть лицом страны, как некогда и задумывалось. И Россия с энтузиазмом вступила в борьбу за право проводить ЭСКПО-2010, которую год спустя проиграла Китаю.

Если энтузиазм московского правительства и руководства ВВЦ не пропадет, то лет через десять Москва и вправду станет выставочным городом. Кстати, идея создания современных выставочных комплексов вполне отвечает планам мэра развить гостиничный бизнес столицы и привлечь сюда туристов. Если туристы будут приезжать в Москву не только ради досуга, но и ради бизнеса, это положительно скажется на доходах многих московских фирм и, в конечном счете, казне города.

Московские власти приняли в планах реконструкции выставки самое действенное участие. Юрий Лужков даже подписал распоряжение о создании специальной комиссии по развитию и строительству нового выставочного комплекса на базе ВВЦ. Мэр лично возглавил комиссию. А под руководством вице-мэра Москвы создали комиссию для разработки программы под условным названием «Москва – выставочная».

Посетители ЭКСПО-2010 должны были пользоваться новыми видами общественного транспорта - монорельсовой дорогой, соединяющей станции метро «Тимирязевская» и «Ботанический сад», а также линией скоростной транспортной системы (СТС). Последнюю уже не один год строят от «Шереметьево-2» к «Москва-Сити». Но из-за ЭКСПО-2010 эту линию планировали продлить до специально созданной станции ЭКСПО (на малом кольце МЖД). Кроме того, в планах было строительство автротрассы-дублера проспекта Мира.

Когда Россия была кандидатом на проведение ЭКСПО-2010, хотели провести грандиозную реконструкцию не только ВВЦ, но и прилегающих территорий. Например, недалеко от ВВЦ, в районе Отрадное, должны были возвести выставочную деревню жилой площадью 160 тыс. кв.м для одновременного проживания 10 тыс. иностранцев, работающих на выставке. После проведения ЭКСПО-2010 деревне предстояло стать жилым массивом. Рядом с деревней планировалось построить с десяток 4-5-звездочных гостиниц на 100 тыс. номеров и паркинг на 5 тыс. машиномест.

Не забыли и про эмблему выставки: монумент «Рабочий и колхозница» предполагалось установить на постамент высотой 60 м. А от монумента должен был начаться новый магистральный радиус ВВЦ.


К разработке комплексного проекта возрождения ВВЦ его руководством был привлечен самый эффективный выставочный комплекс Франции - Paris-Nord. Через сам ВВЦ собирались проложить монорельсовую дорогу. Проект реконструкции также включал в себя модернизацию транспортных путей и развязок на территории, прилегающей к ВВЦ и внутри самого выставочного центра.

Сейчас от этих грандиозных планов осталось лишь жалкое их подобие. Конечно, реконструировать что-либо за пределами ВВЦ пока никто не собирается. На территории ВВЦ в 2005 г. планируют закончить строительство нового павильона площадью 40 тыс. кв.м. Его возведут между 69 и 70 павильонами, с которыми соединят переходом. Название строительной компании, которой посчастливилось выиграть тендер на строительство нового павильона, на ВВЦ назвать отказались. Напомним, что у ВВЦ есть и собственные строители – ГП «Оргстрой», который еще в 1992 г. заключил с ВВЦ договор на выполнение функций единого заказчика-застройщика на территории ВВЦ и по объектам, подведомственным ВВЦ. В 1996 г. «Оргстрой» даже получил в Московском центре лицензирования разрешение выполнять функции заказчика без лицензии на осуществление строительной деятельности.

Также в планы московского правительства входило протянуть Центральную аллею на 3,5 км, а вдоль нее – проложить линию воздушного транспорта (канатной дороги или монорельса). Недалеко от Южного входа на территории 45 га должны были возвести подземный терминал. Один из его уровней предназначался для паркинга на 20 тыс. автомобилей, а другой – для пересадочного узла общественного транспорта. У Северного же входа должна была появиться автостоянка на 10 тыс. машин.

Расправа с торговлей


На наш вопрос о том, не они ли будут строить новый павильон, в «Оргстрое» ответили: «Мы ничего не знаем. Даже если что-то и будем строить, то нам скажут, что». В ВВЦ также отказались говорить, из каких строительных материалов будет возведен новый павильон. Правда, эту «тайну» нам раскрыл архитектор Моспроекта-4, которому поручено разработать проект нового павильона (см. комментарий).

Конечно, «на улицу» своих торговцев руководство ВВЦ не выкинуло. Фирмы, торговавшие в ларьках, переселили в несколько крытых павильонов выставки. Более того, в ВВЦ создали специальный штаб, который контролирует переселение каждого «уличного» арендатора в стационарные павильоны. Там руководство ВВЦ освободило около 8 тыс. кв.м площадей. Причем арендные ставки в павильонах на 30-50% ниже тех, что взимали с владельцев ларьков.

Любые вложения в модернизацию ВВЦ окупятся с лихвой, потому что выставочный бизнес – один из наиболее прибыльных в мире. Торговля по доходности не идет с ним ни в какое сравнение. Осознав это, руководство ВВЦ решило раз и навсегда покончить с ларьками-скворечниками. Сегодня на ВВЦ можно наблюдать покинутые ларьки с выпотрошенными внутренностями. На дверях многих из них красуется объявление: «продается». С некоторых ларьков снимают дорогие вывески, а большинство из них так и стоят с красочной рекламой, еще недавно привлекавшей внимание посетителей ВВЦ.

Изменения коснулись и «республиканских» павильонов, из которых также было решено изгнать торговцев. Теперь площади павильонов арендуют бывшие советские республики. Уже сданы таким образом в аренду павильоны Украины, Армении, Грузии.


Само собой, выселение торговцев с насиженных мест не обошлось без эксцессов. Например, год назад на ВВЦ подало в суд ООО «Венец», которое много лет арендовало павильон «Космос». К «Венцу» присоединилось еще 150 предпринимателей, чьи торговые точки располагались в «Космосе». Конфликт возник из-за того, что руководство ВВЦ закрыло этот павильон на реконструкцию до того, как закончился срок действия приемопередаточного акта, по которому ВВЦ передал «Космос» «Венцу». Предприниматели лихо отстаивали свой павильон: они обратились не только в суд, но и в МВД РФ, к Президенту России и мэру Москвы с просьбой принять меры по защите их прав. И проиграли. Сегодня павильон «Космос» закрыт и находится на реконструкции.

Может и не случайно в центре ВВЦ, аккурат перед фонтанами, продают оружие, например газовые пистолеты и электрошокеры. Дело в том, что если с торговцами худо-бедно удалось справиться, то владельцы разного рода кафе и ресторанчиков чувствуют себя на ВВЦ настоящими королями. На первый взгляд, очень логично на территории огромного выставочного и культурно-досугового центра держать ресторанчики и кафе, где подуставшие посетители ВВЦ могут отдохнуть и подкрепиться. Однако здесь есть одно коварное «но». Выявить его помогла «разведка».

Но, несмотря на все усилия по «усмирению» торговцев, редкое здание на ВВЦ не напоминает о продаваемых в нем товарах. На павильонах все еще полно рекламных щитов, которые так и норовят затмить своей броскостью сдержанное величие дворцов-павильонов.

Как выяснилось, владелец кафе был далек от «возвышенного» жанра пародии и преследовал куда более прагматичные цели. Когда после трапезы пришло время «платить по счетам», сумма оказалась под 300 руб. «За что?» В ответ на реплику мне тут же деловито предъявили синенькую бумажку, на которой от руки было написано, «за что». Оказалось, за все то, что я заказывала, только в ценах за шашлык и салат дописали спереди по единичке, и получилось 175 и 140 руб. соответственно. Я молча расплатилась и была такова. Уверена, что если бы я захотела взглянуть на меню с ценами, мне его бы предоставили, однако в том варианте, где четко прописаны те самые единички. То, что я не могла ошибиться, факт: когда-то мне приходилось иметь дело с бухгалтерией, поэтому с цифрами я в ладах.

Пересмотрев с пяток-другой кафе, которых в ВВЦ едва ли не больше, чем фонтанов и павильонов, я остановила свой выбор на наименее «страшном». В меню ассортимент был не самый впечатляющий. Шашлык, несколько видов салатиков да супчиков, жульены, пиво, мороженое. Изучив меню, я остановила свой выбор на весьма банальных блюдах (экзотики там все равно не было): шашлык за 75 руб., крабовый салат за 40 и за 20 – персиковый сок. На мое предложение рассчитаться сразу мне загадочно ответили: «потом». «Пародия на ресторан», - подумала я.

В многочисленных интервью генеральный директор ВВЦ Магомед Мусаев неоднократно рассказывал о планах вновь сделать выставку «лицом страны», использовать эту площадку в пропагандистских целях, помогать отечественным промышленникам и бизнесменам встречаться на выставках со своими зарубежными коллегами. Побывав на ВВЦ, начинаешь скептически относиться к таким заявлениям.

В принципе, расчет «бизнесмена», который держит лавочку с шашлыками, банален: не та сумма, из-за которой отдыхающий будет портить себе настроение; не то место, куда в скором времени вернется большинство этих отдыхающих. А может быть, так владелец шашлычницы надеялся быстрее накопить на кассовый аппарат. Это не забывается и не прощается. Сервис, отношение к гостям – из таких мелочей создается имидж страны, ее облик, определяющие, как к ней будут относиться в мире.

Около северного входа ВВЦ, между 69 и 70 павильонами есть много открытых площадок. Заказчик ГАО «ВВЦ» попросил нас спроектировать большой павильон, примыкающий к этим двум павильонам.


Борис Уборевич-Боровский, руководитель мастерской Моспроекта-4:


Что касается стилистики здания, то она будет нейтральной. Это очень сложный архитектурный момент, поскольку надо соединить ворота, которые были построены в 1939 г., 69 павильон, возведенный в 1985 г., и 70-й, построенный в 1976 г. Здесь перехлестнулись разные стили и идеи, поэтому мы решили, что главным архитектурным элементом является старый вход ВВЦ. И мы сделали очень нейтральное по архитектуре здание, которое можно будет декорировать большими плакатами. Это могут быть изображения разных ракурсов павильонов ВВЦ, истории ВДНХ.

Здесь есть очень интересная деталь: первые ворота ВСХВ, которые были выполнены в стиле древнегреческой триумфальной арки. Поскольку позже территория ВДНХ была увеличена, то эти ворота оказались не в начале выставки, как им и полагается, а внутри нее. Поэтому они давно уже не работали как ворота. Согласно нашей идее, эти ворота станут входом в новый павильон. В результате мы получим выставочный комплекс площадью 40 тыс. кв.м.

Не думаю, что новый павильон будет возводить «Оргстрой» ВВЦ, поскольку необходимо провести очень сложные строительные работы. Скорее всего, за строительство павильона возьмется известная строительная компания.


Новый павильон будет одноэтажным. Павильоны 69 и 70 станут возвышаться над ним. При строительстве нового павильона мы хотим применить особые покрытия, которые позволяют перекрывать огромные площади с минимальным количеством колонн. Это покрытие очень легкое и быстровозводимое. Один блок нового павильона можно собрать за несколько недель.

Естественно, строительство новых павильонов, модернизация выставки потребует вырубить некоторое количество деревьев, снести несколько старых построек. Пока охрана памятников препятствует работам. Они говорят, что это исторические здания, парковая зона, потому трогать их нельзя.


Мы занимаемся всей реконструкцией ВВЦ. Моспроект-4 собирается расширить Площадь промышленности, реконструировать павильон «Космос». Есть идея около главного входа, по бокам центральной аллеи, построить крупные выставочные павильоны.



Очень похожие публикации:
На дачах взошли… цены
Банкиры в мечтах об ипотеке
Эксперименты неУЭЗвимости
Франчайзинг не предлагать
Госстрой объявил всеобщую мобилизацию
Промышленное будущее Москвы
Приманка для бизнесменов


[t0.0067]