Главная страница | Форум | Блокнот | Добавить запись | Регистрация

Предъявите ваши документы



Разумеется, дело не в том, что недобросовестные дельцы от недвижимости пытаются всучить «недоброкачественный товар», сообщив покупателю ложные сведения о метраже квартиры, расположении дома или виде из окна. Но вот эксплуатационные характеристики приобретаемого жилья, такие как устройство вентиляционных шахт, места, где в стенах проведены трубы отопления и водоснабжения или расположение скрытых линий электросети зачастую остаются для нас тайной за семью печатями — в справках, выдаваемых Бюро технической инвентаризации, такой информации попросту нет. Они содержат лишь поэтажный план квартиры и ее метраж. Во что может вылиться подобное неведенье — догадаться несложно. Например, повреждение силового кабеля во время подвески люстры чревато как минимум заменой всей электропроводки, которая, в свою очередь, повлечет за собой косметический ремонт. При этом не следует забывать, что в многоквартирном доме все жильцы так или иначе зависят друг от друга, и возможно, что во время случайной сантехнической аварии незадачливому квартиранту придется решать не только свои проблемы. Установить, возник ли ущерб по небрежности или неведенью владельца, бывает довольно нелегко, а документа, к которому мог бы апеллировать собственник, наниматель или арендатор жилья в спорных судебных вопросах, в настоящий момент не существует. Предполагается, что таковым станет паспорт на квартиру.

Едва ли найдется хоть один здравомыслящий человек, который поставит под сомнение необходимость технического паспорта на автомобиль или дорогую бытовую технику — право покупателя получить документ, содержащий сведения о приобретаемом товаре, неоспоримо. Но, к сожалению, покупая квартиру или загородный дом, мы в некоторой степени вынуждены cоглашаться на «кота в мешке».

Всё под контролем
Цель проводимой паспортизации состоит в обеспечении сохранности и грамотного использования жилищного фонда Москвы, совершенствовании системы контроля за его состоянием, и, что самое главное, — обеспечении собственников, арендаторов и нанимателей жилых помещений достоверными сведениями о потребительских свойствах приобретаемого жилья.
Что же будет представлять собой этот загадочный документ? Итак, паспорт на квартиру — это информационно-технический документ, содержащий все сведения о жилплощади, а также рекомендации, как ее правильно использовать. Он включает в себя «анкетные данные» жилья: фамилию владельца, адрес квартиры, серию дома, его тип (монолит, кирпич или панель), информацию о том, кто проектировал и строил здание, когда объект был сдан в эксплуатацию, а также основные характеристики конструкций и инженерно-технического оборудования: наружных стен, перекрытий, кровли, лестниц и балконов, систем теплоснабжения, водопровода, канализации, электрооборудования и т.д. Санитарно-гигиенические и экологические параметры дома также имеют отношение к потребительским свойствам квартиры, и, следовательно, будут указаны в паспорте. Не будут лишними и имеющиеся в документе Правила безопасности при выполнении отверстий в конструкциях квартиры при скрытой проводке и панельном отоплении — точность этих данных, фактические размеры проложенных коммуникаций обеспечат безопасность при производстве внутриквартирных работ, включая перепланировку жилых помещений.
Но, несмотря на обилие технической информации, это отнюдь не «специализированный» документ, — содержащиеся в нем сведенья адаптированы для потребителя, дабы он, не имея инженерных навыков, смог разобраться в особенностях приобретаемого жилья. Ведь, как уже говорилось выше, документ призван защищать права потребителя. Очевидно, что паспорт позволит покупателю составить куда более полное представление о том, что он приобретает.

Я достаю из широких штанин…
Сама идея паспортизации столичных квартир отнюдь не нова, первые эксперименты по выдаче «удостоверений личности» для жилых помещений, начались еще в 1998 г. — тогда правительство города приняло программу по выдаче паспортов на вновь построенные квартиры. С тех пор выдано более 40 тыс. таких документов. Впоследствии была разработана целая комплексная программа, а начать решили с домов-новостроек. И вот 3 ноября депутатами Московской городской думы в первом чтении был принят Закон «О паспортизации жилых помещений (квартир) в городе Москве». Начиная с 2005 г. , паспортами в обязательном порядке будут обеспечиваться все квартиры в новых домах Москвы, не важно, были ли они построены по городскому заказу или инвесторами. Но это, казалось бы, бюрократическая мера отнюдь не означает, что новоселы вынуждены будут обивать пороги, собирая необходимые бумаги — обязанность по изготовлению этого документа ложится на организацию, занимающуюся строительством дома, и она же будет нести ответственность в том случае, если в паспорте будут указаны неточные или ошибочные сведения. Механизм вручения паспорта уже разработан — при сдаче дома в эксплуатацию застройщик передает весь пакет документов управляющей организации. А ДЭЗ или РЭУ, в свою очередь, выдает паспорт на руки собственникам, нанимателям или арендаторам, у которых он и будет находиться на постоянном хранении.

Прекрасное далеко
В будущем квартирный паспорт будет сопровождать все сделки с недвижимостью — продажу, дарение, обмен, наем и аренду, а кроме того, гарантировать правовые отношения граждан при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте и перепланировке жилых помещений. Но на данный момент эта норма введена только в Москве, но даже в столице получение паспорта на жилье дело пока добровольное. Дело в том, что городские власти не обладают полномочиями, необходимыми для того, чтобы сделать паспорт квартиры обязательным документом при сделках с недвижимостью. Чтобы он таковым стал, этот вопрос нужно рассматривать на федеральном уровне. Для этого потребуется внести изменения в два Федеральных закона: «О защите прав потребителей» и «О государственной регистрации прав и сделок». Кроме этого, соответствующее положение должно содержаться и в новом Жилищном кодексе. В настоящее время такие работы ведутся, но вряд ли паспорт на жилье станет обязательным ранее, чем через пять лет.

Цена вопроса
Вполне естественным становится вопрос: во сколько же обойдется такой большой пакет документов, и кто, собственно, будет его оплачивать? В настоящий момент, как следует из принятого Закона города Москвы от 0 1 04 г. №66 «О паспортизации жилых помещений (квартир) в городе Москве» в жилых домах-новостройках паспортизация квартир осуществляется за счет средств инвестора, застройщика или заказчика. Иными словами, цена работ по изготовлению паспорта будет входить в стоимость жилья, так же как в случае с техпаспортом на автомобиль или дорогую бытовую технику. Но вот в домах сложившейся застройки оплачивать паспорт на квартиру, если в нем возникнет необходимость, должны будут сами жильцы. В этом случае цена комплекса работ по разработке и изготовлению паспорта определяется на основе базового показателя норматива стоимости, устанавливаемого правительством Москвы. Приблизительная стоимость этого документа уже известна — она составляет одну пятисотую часть стоимости квартиры (около 100–150 у.е.).
А вот если квартира была так или иначе переустроена (при этом неважно, в новом здании или доме сложившейся застройки), в паспорт должны быть внесены соответствующие изменения, и за это тоже придется заплатить. Но обивать пороги, собирая документы в многочисленных конторах, нет необходимости — для того чтобы получить новый паспорт, достаточно обратиться в ГУП «Центр содействия управлению кондоминиумами и паспортизации жилищного фонда». Специалисты смогут выехать на место и исследовать жилье, зафиксировав изменения.
И, наконец, аннулируется документ в случае сноса дома или изменения целевого назначения жилого помещения (например, если квартира становится магазином или офисом).



Очень похожие публикации:
Пятиэтажная гарантия
Пустых мест уже нет
Самые дорогие дома Америки
Волхонка: улица искусств
Михаил Любимцев: Ипотека требует баланса
Жилье и качество жизни
Подмосковной ипотеке - строгий выговор


[t0.01]