Главная страница | Форум | Блокнот | Добавить запись | Регистрация

На горизонте маячит новый закон



Участники круглого стола обсудили буквально все: строительные пирамиды, СНИПы, обрушения рынков и аквапарков, ФЗ №214 и долгожданные поправки к нему, национальный проект Доступное жилье и его нереальные сроки...


В Совете Федерации прошел круглый стол От государственного регулирования в строительстве - к саморегулированию, организованный при содействии Ассоциации строителей России.

Саморегулирование - далекая от строительной сферы тема. А строительные организации настолько привыкли жить под бюрократическим дамокловым мечом, что говорить о самоконтроле конструктивно, им, видимо, сложно. Поэтому говоривших с трибуны было много, но лишь два выступления на эту тему выявили важные позиции в этом вопросе. Первое - модель саморегулирования строительной деятельности, которую презентовал председатель Комитета Госдумы по собственности Виктор Плескачевский. Второе - выступление президента корпорации Баркли, вице-президента Ассоциации строителей России Леонида Казинца.

Были конкуренты - стали судьи


В. Плескачевский отметил, что элементы саморегулирования давно родились в тех сферах, которые возникли с появлением рынка. Например, на фондовом рынке, в арбитражном управлении. Строительный рынок оказался одним из самых консервативных в этом вопросе. Между тем ситуация на нем уже не просто созрела, а даже перезрела. Государственные формы контроля (а это организации с неясными функциями) и регулирования оказались малоэффективны. Это подтверждают и истории с пирамидами, и техногенные катастрофы, связанные с обрушением объектов. Ответственность за это не несет никто. А те денежные суммы, которые выдавались пострадавшим, - не что иное, как благотворительность столичных властей. Сегодня, по словам В.Плескачевского, существуют раскрученные строительные бренды, которые имеют смешные по объемам уставные капиталы, - 10 тысяч рублей. В случае чего - этой суммой по закону они и должны отвечать за результаты своей деятельности.

Стоить уточнить также, что тема возникла не на пустом месте. Близится дата - 1 января 2007 года, когда строительные лицензии будут отменены. Кроме того, в Госдуме идет работа над Законом О саморегулируемых организациях, документ уже прошел первое чтение. И то, и другое очень важно: когда закон будет принят, у общественных профессиональных объединений появятся реальные рычаги контроля за рынком. Наказывать за нарушения будут не чиновники, с которыми всегда можно договориться, а коллеги-конкуренты. Помимо вышесказанного, сама общественная организация будет нести ответственность за непрофессионализм каждого своего члена. Причем ответственность материальную.

выстроить перед строительными объединениями механизм лимитированной ответственности. По сути, саморегулируемые организации выполняют и карательные, и воспитательные, и контролирующие функции. Страхование гражданской ответственности должно занять в этом процессе свое достойное место.


Задача не простая...


При этом возникает вопрос: что будет с судьбой технических регламентов и СНИПОВ. Эта тема поднималась на встрече неоднократно. Причем кто-то сетовал, что приходится работать по СНИПам, принятым 50 лет назад. Кто-то предлагал не спекулировать на этой проблеме, поскольку нормы и правила вполне адекватны сегодняшним требованиям. Кроме того, вспомнили и о том, что они носят рекомендательный характер. А кто-то просто упрекнул коллег в том, что за время рынка можно было давно разработать и принять новые. При этом в качестве оправдания сначала прозвучало, что на это не было денег, а потом - что заказа сверху не поступало.

По модели В. Плескачевского саморегулируемая организация (СРО) должна включать минимум 25 членов. Механизмы ответственности за деятельность членов организации должны осуществляться за счет страхования и выплат компенсационного фонда. Поддерживать и контролировать профессиональное качество будут внутренние суды СРО. Поскольку строительство процесс многоступенчатый и сложный, необходимо разделить риски при страховании ответственности я на четыре группы. Первая - относится к изыскателям, архитекторам, проектировщикам; вторая - строителям (генподрядчикам и субподрядчикам); третья - производителям стройматериалов; четвертая - эксплуатирующим организациям.

Поддержку идее саморегулирования высказал глава Мосгордумы Владимир Платонов. Государство не может за всем уследить, - отметил он, - и пока не изобретено другой формы контроля, как СРО.


Фикция или реальность?


Леонид Казинец, президент корпорации Баркли, ведущей активное строительство в столице, причем в секторе жилых и нежилых объектов класса А и Б (что предполагает реализацию проектов самого высокого качества), откликнулся на выступления парламентариев неожиданным образом. По его мнению, если закон о СРО не будет выгоден профессиональному сообществу, его с легкостью обойдут, как обошли Федеральный закон РФ Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости.

По его словам, система СРО оправдала себя в мировой практике, потому что таким образом позволила повернуться к потребителю. И это не относится только к стройиндустрии: самые строгие правила и самую высокую ответственность сегодня предлагают прописать в законе российские нотариусы, адвокаты для самих себя - когда создают корпоративные правила ведения бизнеса в этих сферах.

Кто ответит за строителя?


По словам С.Полонского, руководителя корпорации MIRAX GROUP, за прошедший год не заключено ни одного контракта в соответствии с требованиями этого закона. Если спрос превышает предложение и на рынке сметается все без всякой оглядки на качество, то саморегулирование в строительной сфере работать не будет. Сейчас строительная практика очень часто усложняется проблемами недобросовестного партнерства. Если форма закона, предлагаемая в Госдуме, будет выгодна только застройщикам и невыгодна всем остальным игрокам рынка, то закон рискует стать фикцией, - считает С. Полонский.

Итогом обсуждения стал оптимистический вывод ведущего о том, что дискуссия - это только начало сложного пути к саморегулированию.


Откликом на это выступление стали реплики новых и новых ораторов, которые утверждали, что ответственности государства никто не может отменить. Прозвучали также мнения о том, что пока не решены кардинальные вопросы - о том, сколько нужно строить в год и как снижать себестоимость строительства. Президент Российского союза строителей Виктор Забелин посетовал, что процессы строительства потеряли всякую координацию сверху: отменили Госстрой, строительством ведает Федеральное агентство. И тем самым стройиндустрия оказалась приравнена к промышленности: что трактор произведи, что здание. В целом же В.Забелин поддержал идею саморегулирования, правда, с тем опасением, что новое начинание может утонуть в бюрократических проволочках.



Очень похожие публикации:
Федеральное дорожное агентство подводит итоги минувшего года
Зачем русскому человеку квартира в Англии?
Trade in покоряет жилищный рынок
Ипотека: план боевых действий
Вы вправе заложить незавершенку
Бизнес-центрам тесно в центре
Больше половины квартир на рынке не могут быть проданы


[t0.0177]